«В залах музея может быть представлено не больше 4–6% всей коллекции»

Свердловский областной краеведческий музей (СОКМ), один из старейших музеев региона, в 2016 году отметит свое 145-­летие. Сейчас в него входит 18 площадок, расположенных по всему региону. Ежегодно музей организует более 250 выставок, а число его посетителей достигает 300 тыс. Директор музея Наталья Ветрова рассказала о настоящем и будущем предстоящего юбиляра.

Фото: Елена Елисеева, Коммерсантъ

— Что такое сейчас Свердловский областной краеведческий музей?

— Это объединение с крупными выставочными площадками в Екатеринбурге и Свердловской области. Например, они расположены в Алапаевске, Асбесте, Полевском. В Екатеринбурге в состав СОКМ входят Музей природы, Музей истории и археологии Среднего Урала, Музей радио имени А. Попова. За последние два года появился новый филиал — Художественный музей Эрнста Неизвестного, создана новая современная экспозиция — Музей золота в Березовском. К 70­-летию Победы в Великой Отечественной войне подготовлены три выставки в рамках проекта «Великая Победа на фронте и в тылу»: экспозиция «Боевая слава Урала» в Доме офицеров, обновленная экспозиция «Урал — фронту» и выставка «Память детства: военному поколению посвящается…» в здании Музея истории и археологии Урала.

— Какова стратегия развития музея?

— Современный музей — это очень интересный социальный институт, сложный и многогранный социальный феномен. По мнению специалистов, музей напрямую связан с проблемой коллективной памяти, коллективной идентичности. Музеи сегодня — это сочетание старинных артефактов с современными технологиями, виртуальными экспозициями и мультимедийными реконструкциями.

В нашем музее разработана концепция развития до 2020 года, в которой определены основные направления по превращению краеведческого музея в современный социокультурный институт. Концепция предусматривает создание масштабного Музея природы Среднего Урала, экспозиции по истории ХХ века, модернизацию экспозиций в Полевском, Артинском, Сысертском и других филиалах. Недавно принято решение о создании в составе СОКМ музея­заповедника «Мемориал Романовых» на месте сокрытия царских останков.

Стратегия развития предусматривает реализацию тематических комплексных программ. Среди них празднование 175­летнего юбилея «композитора мира» Петра Ильича Чайковского, который провел часть своего детства в Алапаевске. В муниципалитете прошли торжества в честь его дня рождения. Многочисленные гости могли увидеть обновленную экспозицию Дома­-музея П. И. Чайковского в Алапаевске, благоустроенную аудиторию старинного парка, продегустировать горячий шоколад «по-­Чайковски», послушать его произведения. Праздник завершало файер­-шоу в традициях старинных фейерверков.

— Как пополняются фонды музея?

— В фондах СОКМ хранится 725 588 предметов. Фонды музея пополняются за счет плановых закупок, довольно часто музей принимает произведения искусства в дар. В прошлом году музею подарили 1719 экспонатов, а по плановой закупке мы приобрели только 388 предметов.

Один из последних крупных даров музею сделало свердловское отделение Союза художников. Благодаря Сергею Айнутдинову и его коллегам в музей поступили картины военной тематики, например, работы художников Сергея Волочаева, Бориса Кондрашина (портреты героев войны).

Одна из традиций нашего музея — «День дарителя». Этот праздник проводится ежегодно в январе. В этот день музейщики чествуют и благодарят тех, кто в течение года пополнял коллекции музея интересными памятниками, и принимают подарки от друзей и почитателей музея. Невозможно просто перечислить имена всех дарителей. По имеющимся в музее документам их больше тысячи.

— Как ваш музей решает вопросы финансирования?

— Около четверти нашего общего бюджета составляет целевое финансирование от министерства культуры Свердловской области. Средства выделены на такие интересные образовательные программы, как участие в международном фестивале «Интермузей» в Москве, на проведение выставки в Ливадийском дворце­-музее в Крыму с работами Зураба Церетели «Ипатьевская ночь».

— Какова сейчас аудитория музея?

— У музея самая разнообразная аудитория, и она продолжает расширяться. Наряду с традиционными школьниками и студентами в музей приходят на специальные программы и тематические выставки дошкольники, семьи, влюбленные пары. Мы стараемся быть интересными для всех, расширяя тематику выставок и услуг. Довольно много программ у нас направлено на то, чтобы молодежь участвовала в жизни музея. Например, привлечение студентов­волонтеров к работе в «Ночь музеев» стало уже хорошей традицией. С 2008 года в музее реализуется совместный проект с ведущими вузами города «Молодежь в пространстве музея», в рамках которого состоялись выставки-­акции «Музей глазами молодых», студенты привлекались к разработке фирменного стиля музея, разработке его маркетинговой стратегии.

Мы понимаем, что современный музей должен учитывать потребности не только реальных посетителей — уже пришедших в музей. Необходимо учиться выстраивать диалог со своими потенциальными посетителями и интернет­аудиторией.

— Как вы намерены развивать виртуальное присутствие музея?

— В этом году откроется новый сайт музея, который позволит создавать виртуальные галереи. Этот сайт интегрирован с популярными социальными сетями Facebook, Twitter, Instagram. Виртуальное присутствие в интернете сейчас не представляет особой проблемы, проблема в другом. В мировой Сети необходимо показывать экспонаты, хранящиеся в музее. Естественно, выставить «живые» предметы невозможно. Необходимо сделать цифровые копии. Цифровая копия экспоната — это образ чего-­то материального, который можно сделать по-­разному. Сегодня одним из основных направлений модернизации музея является «оцифровка» фондов. В залах музея в среднем может быть представлено не более 4–6% всей коллекции. Чтобы сделать музейные коллекции максимально доступными для исследователей и посетителей, необходимо активизировать оцифровку музейных предметов и их представление в интернет­-пространстве.

— Какие в связи с этим возникают проблемы?

— К примеру, фотографирование «Большого Шигирского идола» (древнейшая деревянная скульптура) не принесет большого успеха. Здесь необходимо лазерное 3D­сканирование — исследование с разных сторон с изменением точек освещения, затем монтаж изображения. Тогда можно получить изображение, позволяющее, как на электронном микроскопе, заглянуть в каждую деталь экспоната, в каждую линию орнамента.

Оцифровать также необходимо нашу старейшую краеведческую библиотеку, ведь в ней собраны настоящие сокровища. В фондохранилище музея имеется фонд редкой книги, куда входят даже библиотеки Василия Татищева и Наркиза Чупина. Хрупкие листы книг XVI–XVIII веков нужно при помощи специальных сканеров перевести в цифровой формат и сделать доступными цифровые копии. То же самое предстоит сделать с коллекцией художественного литья, нумизматической коллекцией и всеми экспонатами, хранящимися в нашем музее. Это процесс непростой. Он требует времени, большого финансирования, грамотных специалистов. Но мы уже идем по этому современному пути.

Виктория Конюхова

Вся лента