Сила не в деньгах, а в бренде

Различных социальных программ у ФК "Зенит" с каждым годом становится все больше, и клуб действительно уделяет много внимания подобным проектам. Хотя в силу специфики отечественного футбольного бизнеса благотворительная деятельность тоже отличается, и довольно сильно, от того, что практикуют в этом направлении сильнейшие европейские лиги.

Возможность доставить удовольствие, эмоции и радость — одно из важнейших дел, которые может совершать футбольный клуб

Фото: ФК "Зенит"

Для легендарных футбольных клубов, таких как мадридский "Реал", "Манчестер Юнайтед", "Арсенал" или "Бавария", благотворительность является частью имиджа, и на социальные проекты они выделяют в среднем 3-5% своей выручки. Делается это через специальные фонды, в которые также могут отчислять средства и все желающие — от спонсоров до рядовых болельщиков. Обычно в попечительский совет фонда входят представители клуба, финансовая помощь конкретным организациям расписана на несколько лет вперед. Годовые бюджеты фондов исчисляются в десятках миллионов евро. Также свои собственные благотворительные организации имеют звезды футбола — как прошлого (Роберто Карлос, Пеле, Джордж Веа), так и настоящего, например, Дидье Дрогба и Лионель Месси.

Не деньгами, но вниманием

В России нечто подобное попытался организовать Сулейман Керимов в период недолгого расцвета своего суперзвездного "Анжи". Тогда в благотворительный фонд отчислялась определенная доля выручки с проданных билетов, зарплат и премиальных всех игроков, а также туда же осуществлялись добровольные взносы болельщиков. Однако это скорее исключение — в целом в стране эта практика не прижилась. И по причинам вполне понятным: абсолютно все клубы в России убыточны и дотируются из государственных и полугосударственных источников, либо за счет формально частного нефтегазового сектора экономики. Получается, что существование некоторых команд даже в премьер-лиге само по себе напоминает благотворительность — до помощи ли здесь другим "обездоленным"?

ФК "Зенит" — наиболее успешный в коммерческом плане российский клуб — также зависим от внешних вливаний, без помощи "Газпрома" невозможны были бы громкие трансферы Халка, Витселя или Хави Гарсии. Именно поэтому о благотворительной деятельности петербургского клуба не слишком уместно говорить в денежном эквиваленте: такой строки расходов в бюджете, по сути, не существует.

"Зенит" пошел по другому пути: социальные программы, которые клуб разрабатывает, имеют под собой не финансовую базу, а используют другой ресурс — знаменитых не только в России, но и во всем мире игроков. В Петербурге их множество — в этом отношении посоревноваться с сине-бело-голубыми вряд ли смогут даже столичные команды, что, кстати, подтверждают и спортивные результаты завершающегося чемпионата страны.

Основная программа, активно продвигаемая клубом в текущем году — "90 добрых дел". Число выбрано неслучайно — именно столько лет исполняется "Зениту" в 2015-м. Это даже не разовая акция, а некий марафон, поучаствовать в котором могут все.

"Хочется, чтобы этот проект обрастал болельщицкими историями, как снежный ком, а в итоге вышел бы за пределы числа 90. 90 — это потому что 90-летие. Но историй может быть и 180, и 360, и сколько угодно. Важно создать эффект игры. Сообщить о своих добрых делах можно разными способами. Например, в социальных сетях с помощью хэштега #90добрых дел", — рассказывает руководитель департамента по связям с общественностью ФК "Зенит" Жанна Дембо.

По состоянию на середину мая число добрых дел составило 36, среди них широко освещавшиеся в прессе мастер-классы для юных футболистов, визит Халка в школу и работа четырех игроков "основы" на заправке "Газпром нефти" (вся выручка пошла детскому дому на обустройство компьютерного класса). Однако в списке есть и совсем уж "камерные" мероприятия наподобие установки скворечника в Удельном парке и многочисленных экскурсий на базу и стадион "Петровский". Отметим, что добрыми делами отмечаются не только футболисты, но и игроки баскетбольной команды "Зенит". Кроме того, эстафету переняли студенческие и региональные фан-клубы сине-бело-голубых.

С миру по нитке

Впрочем, не все так уж гладко складывается в социальной политике клуба. Очевидной неудачей (пока) видится совместный проект "Зенита" и фонда "АдВита" под названием "Давай-давай". Еще в январе главная звезда команды Халк пообещал спеть и станцевать на Невском проспекте в том случае, если удастся собрать миллион рублей на лечение онкобольных. Но сравнительно небольшую сумму не удалось накопить до сих пор: счетчик на официальном сайте акции в мае недотянул и до 160 тыс. рублей Впрочем, руководство клуба говорит, что на быстрый эффект никто и не рассчитывал.

"Сбор большой суммы, необходимой для проведения операции по пересадке костного мозга, занимает время. И мы поняли, что для того, чтобы стимулировать людей, надо еще что-то делать дополнительно. Слава богу, нам никто не отказывает, и известные люди (Хулио Иглесиас, Михаил Шац, Михаил Козырев и другие), которым небезразлична благотворительность, делают короткие ролики, жертвуют деньги и призывают всех остальных делать то же самое, чтобы Халк все-таки станцевал на Невском. Это позволяет нам рассказывать историю вновь и вновь, напоминая аудитории о проекте. Людей, которым нужна такая операция, много. Игроков у нас тоже достаточно. Надеюсь, это будет долгоиграющий проект", — подчеркивает Жанна Дембо.

Отметим, что в контрактах футболистов (а также баскетболистов) не прописывается их обязанность участвовать в том или ином благотворительном мероприятии, в отличие, скажем, от сугубо рекламных акций. Однако, по свидетельству Екатерины Булатовой, курирующей в "Зените" социальную политику, не было еще ни одного случая, чтобы кто-то из петербургских звезд отказался от поездки на турниры среди воспитанников детских домов или встречи с болельщиками-инвалидами. Тем более что свою работу отдел, разумеется, планирует, исходя из календаря сезона.

При этом достаточно часто игрокам и ехать-то никуда не требуется: социальная политика клуба включает экскурсии по базе "Зенита" в Удельном парке во время тренировок команды с возможностью пообщаться и сфотографироваться с любым футболистом или тренером. А также выделение бесплатных билетов для посещения домашних игр сине-бело-голубых — школьникам, юным спортсменам, а также детям из неблагополучных семей и инвалидам.

К сожалению, всем желающим помочь один "Зенит" в одиночку не может: количество запросов от детских домов, больниц, школ, частных лиц таково, что хватило бы, наверное, на все команды премьер-лиги. Откликаться в клубе стараются по мере возможности на максимальное число обращений, но не всегда возможно объять необъятное.

Несерьезная благотворительность

Еще раз подчеркнем: прямые денежные затраты на вышеперечисленные социальные программы просто микроскопические относительно доходов клуба и зарплат футболистов. ФК старается искать и находить новые интересные форматы общегородских мероприятий (например, выставка для детских библиотек ""Зенит". Городские легенды"). Он же организовал отдельные, специальным образом оборудованные, места для слабовидящих болельщиков на "Петровском", а также поддерживает инициативы спонсоров, такие как ежегодный футбольный турнир "Мегафона" или уже упоминавшаяся выше рабочая смена игроков клуба на автозаправках "Газпром нефти". Некоторые акции вообще довольно символические и скорее даже веселые: например, срыв Халком урока пятого класса в одной из петербургских школ 1 апреля.

"Возможность доставить удовольствие, эмоции и радость — одно из важнейших дел, которые может делать футбольный клуб. И совершенно не обязательно к благотворительности или социальной активности подходить со "звериной" серьезностью. Наш социальный ресурс — наш бренд, наши игроки, возможность создать праздник, поучаствовать в чужих мероприятиях для того, чтобы придать им статус. А то, что игроки и сотрудники клуба участвуют в тех или иных благотворительных акциях, помогая финансово, — это не клубная активность, а личная", — поясняет Жанна Дембо.

В межсезонье, когда игроки разъедутся на отдых, благотворительная работа в клубе не прекратится. На это время упор сделают на детских оздоровительных лагерях, а к мероприятиям будут активно подключать молодых футболистов из команды "Зенит-2". Ну а уже в июле стартует новый сезон — и вместе с ним добрые дела снова начнут делать футболисты "основы".

Павел Гинев

Вся лента