Вузы дали слабину

В России сложилась парадоксальная ситуация: подготовку в сфере юриспруденции осуществляют почти в двадцать раз больше вузов, чем в советское время; при этом квалифицированных юристов не хватает, а большинство выпускников юридических факультетов вынуждены искать работу в других сферах.

В отрасли считают, что ситуация с профильным образованием не самая радужная и она требует реформирования

Фото: Тимофей Изотов, Коммерсантъ

Как считают эксперты, юридическое образование необходимо коренным образом реформировать путем корректировки учебных программ, закрытия большей части юрфаков и введения квалификационных экзаменов для их выпускников.

Как сообщили в Ассоциации юристов России (АЮР), по данным Рособрнадзора в стране насчитывается 910 вузов и их филиалов, реализующих программы юриспруденции (550 государственных и 360 негосударственных). Между тем в советское время подготовку юристов осуществляли всего 52 вуза. Как известно, еще в 1990-х годах считалось, что в РФ сильное перепроизводство юристов. "Полагаем, что в данном случае речь идет не о большом количестве высококвалифицированных специалистов-юристов, а количестве выдаваемых дипломов, — отметил заместитель председателя правления АЮР Игорь Редькин. — С быстрым ростом числа вузов, которые осуществляют подготовку юристов, произошло снижение качества высшего юридического образования вследствие отсутствия эффективной системы государственного контроля и быстрой коммерциализации этого сектора".

В результате сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, юридических вузов и их выпускников слишком много, с другой — работодатели отмечают острую нехватку по-настоящему квалифицированных, профессиональных кадров. "Мнение о "перепроизводстве" юристов является ошибочным. Недостаток квалифицированных специалистов по юридическим специальностям ощущается во всех отраслях", — подтвердил партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн" Антон Бабенко.

У обладателей дипломов престижных вузов — Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Московского государственного юридического университета, Уральской государственной юридической академии, Высшей школы экономики — как правило, проблем с трудоустройством не возникает. По данным портала Superjob, окончившие их юристы находят работу по специальности в 95% случаев. "С другой стороны, большая масса вузов, осуществляющих некачественное образование, выпускает юристов, которые вряд ли могут работать по специальности и вынуждены трудоустраиваться как-то иначе", — утверждает господин Редькин.

"При этом качественных юристов даже у топовых вузов не так много. Меньше половины выпускников топовых юридических факультетов могут быть названы юристами, — отметил партнер юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры" Сергей Савельев. — Каждый год мы получаем на рынок огромное количество выпускников, имеющих крайне слабую подготовку. Их нельзя назвать юристами. И это большая проблема для общества, так как это низкий уровень защиты прав в судах, это девальвация профессии, это невостребованность рынком и вынужденная смена профессии".

Проблемой является и недостаток практики у большинства выпускников юрфаков. "Опыт отбора юристов для работы в юридической фирме демонстрирует, что уровень выпускников чрезвычайно низкий. Это касается и теоретических знаний. Но в первую очередь обращает на себя внимание отсутствие практических навыков. Известные и популярные вузы Москвы — не исключение", — подчеркнул господин Бабенко.

В то же время, в отличие от некоторых других сфер, в юриспруденции российское образование вполне конкурентоспособно по отношению к западному. Но связано это не столько с качеством обучения, сколько с тем, что законы во всех странах разные. "Российский работодатель требует в 99% случаях российского юридического образования. Тут конкуренции с западным юридическим образованием нет, — пояснил господин Савельев. — Можно говорить о конкуренции с дополнительным юридическим образованием (LLM). Тут мы ее безоговорочно проигрываем. При этом определенной части специализаций (например, судебным юристам, большинству инхаус-юристов) дополнительное западное образование может быть бесполезным".

Если же говорить в целом о методиках и подходах к юридическому образованию, то российские вузы существенно отстают от западных, считает Сергей Савельев, партнер "Некторов, Савельев и партнеры". "Мы, к сожалению, не в мировом (западном) контексте, — убежден он. — Лишь в ряде российских топовых вузов есть неплохая теоретическая подготовка, в том числе с изучением европейских и североамериканских школ и течений, с изучением экономического анализа права, с изучением английского, немецкого права, сравнительно-правовых подходов, с использованием кейс-стади. И это важно, это хорошо. Но в тех же топовых вузах слабо формируют корпоративные компетенции, которые требуются рынком. Как минимум должны быть навыки юридического письма и юридической аргументации, навыки работы в команде, навыки разрешения комплексных междисциплинарных кейсов".

"Российское юридическое образование очень теоретично. Вузы выпускают специалистов, подкованных в теории, однако почти не имеющих даже базовых практических навыков", — заявил старший партнер адвокатского бюро DS Law Александр Филимонов.

В АЮР с этим не вполне согласны. "Юридическое образование в ведущих вузах нашей страны осуществляется на высоком уровне и конкурентоспособно с западным, — полагает Игорь Редькин. — Выпускники этих вузов успешно работают в международных компаниях и крупных корпорациях в качестве юристов и руководителей разного уровня. Юристы также занимают самые высокие должности в государственном аппарате, что свидетельствует о качестве юридического образования в стране. В качестве примера можно указать должности президента РФ, председателя правительства РФ, отдельных министров и их заместителей".

По мнению экспертов, российское юридическое образование нуждается в серьезной реформе. Сергей Савельев предлагает первым делом закрыть больше половины "так называемых юридических факультетов". Топовым вузам, на его взгляд, необходимо проконсультироваться с потенциальными работодателями выпускников, какие компетенции нужно сформировать у будущих юристов, чтобы их взяли на работу. В соответствии с этими запросами следует определить KPI для преподавателей. Кроме того, нужно дать будущим работодателям возможность самим вести отдельные дисциплины. "Например, такой подход в настоящее время реализуется факультетом права ВШЭ: партнеры самых лучших юридических фирм будут вести несколько дисциплин для студентов третьих-четвертых курсов в рамках вновь созданной кафедры практической юриспруденции", — рассказал господин Савельев.

Сергей Савельев посоветовал бы вузам также приглашать читать лекции известных юристов, активно использовать кейс-стади, игровые судебные процессы, сравнительно-правовой подход, отправлять студентов на стажировки в зарубежные вузы. Имеет смысл заключать с будущими работодателями соглашения. "Важно, чтобы студент уже на самых ранних курсах мог прийти в офис работодателя и увидеть, чем он живет, хотя бы даже на один день", — сказал господин Савельев.

В учебный план необходимо внести неюридические дисциплины, например, с факультетов менеджмента (курсы по лидерству, по проектному и операционному менеджменту, по маркетингу, по финансам). Как считает Сергей Савельев, в учебную программу также следует включить мастер-классы по карьерному ориентированию, где студенту с самого начала обучения будут говорить о его будущих возможностях. Вести такой мастер-класс должен авторитетный и признанный в юридическом сообществе коуч. Нужно также усилить преподавание английского языка.

Схожие предложения высказывают и в АЮР. "Первое — нужно усилить государственный контроль в этой сфере и кардинально сокращать количество вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров путем аннулирования лицензии у вузов, реализующих некачественные образовательные программы. Это несколько сотен вузов по стране", — отметил Игорь Редькин. При этом остается проблема уже выданных дипломов некачественных вузов. Ее можно решить путем введения квалификационных экзаменов для юристов. "В большинстве зарубежных стран существует специальные процедуры допуска в юридическую профессию. Для этого нужно сдать специальные экзамены и нередко поработать на практике. Это является своеобразным "фильтром", защищающим государство и правовую систему от проникновения неквалифицированных юристов", — объяснил заместитель председателя правления ассоциации.

Кроме того, следует усилить влияние работодателей и профессиональных сообществ в сфере контроля и оценки качества высшего образования, в том числе юридического. "В ряде зарубежных стран не государство принимает решение о выдаче аккредитации вузу, а ассоциация юристов или иное профессиональное сообщество, — привел пример господин Редькин. — В настоящее время в России только начинается формирование моделей общественных аккредитационных механизмов, которые призваны дать публичную оценку качеству образования в вузе. Так, Ассоциация юристов России одной из первых начала осуществлять процедуры общественной аккредитации".

На основании указа президента России "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ" АЮР с 2009 года проводит работу по общественной аккредитации вузов. По состоянию на конец 2014 года было аккредитовано 138 учебных заведений, в том числе шесть филиалов. Таким образом, примерно 15% от общего числа вузов, факультетов и филиалов, реализующих программы в области юриспруденции, сегодня соответствуют требованиям профессионального юридического сообщества.

Антон Арсеньев

Вся лента