«Тема присутствия российских военных очень волнует всех, в том числе СПЧ»

Москва требует от Киева освободить захваченных в Донбассе граждан РФ

В Минобороны России потребовали от Киева прекратить пытки и освободить двух бывших российских военнослужащих, задержанных в понедельник в Луганской области. Об этом заявил официальный представитель ведомства, генерал-майор Игорь Конашенков. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Алексея Корнеева.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

В Минобороны подчеркнули, что граждане России Александр Александров и Евгений Ерофеев на момент своего задержания 17 мая "не являлись действующими военнослужащими вооруженных сил России". По информации Генштаба Украины, мужчины сейчас находятся на лечении в Киеве.

— Кроме стандартных ожидаемых заявлений от Минобороны, ничего со стороны Москвы пока сделано не было, во всяком случае, ничего не обнародовано. Может быть, где-то какие-то проходят секретные переговоры? Каких действий и от кого можно ожидать по поводу этих задержанных?

— Наша организация ведет мониторинг ситуации на Украине, в Новороссии. Естественно, это резонансное происшествие не может остаться незамеченным. Мы знаем, что Служба безопасности Украины очень часто фабрикует подобные обвинения, мы даже видели инструкции для СМИ, где в свое время инсценировались некоторые инциденты, связанные с присутствием российских военных, российского оружия. Тем не менее, нужно разбираться в этом задержании. Со своей стороны мы направим запрос в военную прокуратуру России с тем, чтобы была проверка ситуации, и направим запрос уполномоченному по правам человека на Украине госпоже Лутковской с тем, чтобы она и по линии общественного контроля правозащитных организаций Украины также подключилась к расследованию.

Необходимо установить, кто эти люди, потому что информация разноречивая. Появилась информация, что это и луганские милиционеры-ополченцы, есть информация, что это бывшие российские военнослужащие, поэтому нужно точно досконально определить, кто они. Второй момент, который волнует: зная, что украинские силовики часто применяют пытки — у нас даже был специальный доклад, составлял его российский Фонд исследования проблем демократии Максима Григорьева, мы вместе презентовали с ним этот документ и в Женеве, и недавно в Москве — масса фактов, когда людей истязают самыми жесточайшими способами и под пытками выбивают необходимые признания, в том числе, и для СМИ.

Чтобы этого не повторилось, хотя в СМИ уже просочилась информация, что к этим людям применяли насилие, я думаю, должны свое слово сказать и международные правозащитные организации, правозащитные структуры — Human Rights Watch, Amnesty International, ОБСЕ — поскольку они постоянно наблюдают за ситуацией в регионе, они тоже должны, я считаю, дать свою оценку произошедшему.

— А в каких СМИ была информация, что применялись пытки? Потому что я, например, видел только сообщения о том, что их прооперировали, одного из, в частности, попавших в плен, если мы считаем, что это военнопленные. Он был на грани жизни и смерти, и его, собственно, спасли от этой смерти.

— Видел в некоторых российских СМИ и СМИ Новороссии, нужно проверять эту информацию.

— А будут зависеть действия правозащитников от того, действующие это военные или нет, или это, может быть, наемники?

— Во-первых, это люди, и к ним должно быть гуманное, человеческое отношение, независимо от того, кому они принадлежат. Второй момент — конечно, тема присутствия российских военных очень волнует всех, в том числе и Совет по правам человека. В свое время мы тоже направляли запросы и в Министерство обороны, и в военную прокуратуру по поводу информации о присутствии российских войск на Украине, мы получили ответы о том, что они не присутствуют. Я сам был несколько раз в Новороссии, на Украине, тоже задавал эти вопросы, сам проводил собственное расследование, но, тем не менее, информация пока не подтверждается.

— Если это луганские ополченцы, при чем здесь тогда российские правозащитники?

— Поэтому нужно выяснять точно, кто эти люди, и они имеют право на безопасность.

— Вы связывались уже с киевскими властями по поводу расследования этой ситуации и помощи со стороны официального Киева в этом?

— Мы 19 мая направляем запрос госпоже Лутковской, мы разговаривали с сотрудниками ее аппарата, я думаю, они подключатся и проведут свое расследование. Кроме того, у нас есть адвокаты, есть правозащитники, их немного на территории Украины, в Киеве. Конечно, люди находятся под гнетом, не всегда могут полностью проявить свои возможности, тем не менее, будем надеяться, что честные, объективные правозащитники Украины, Киева проведут свое расследование.

Вся лента