Инвесторов зовут под землю

Власти Челябинска ищут деньги для завершения строительства метро

Власти Челябинска ищут инвестора для завершения строительства городского метрополитена, как в России, так и за рубежом. Об этом вчера сообщил сити-менеджер Евгений Тефтелев. Предварительные переговоры с потенциальными партнерами уже идут, проект оценивается в 75 млрд рублей. Региональные депутаты отмечают, что траты на консервацию метро были бы сопоставимы с тратами на его ввод в эксплуатацию. Правда, в появление частного инвестора верят немногие.

Вчера после традиционного аппаратного совещания глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев сообщил о том, что город начал вести поиски инвесторов для строительства метро за пределами России. «Есть организация, которая следит за состоянием метро в Челябинске, и работы ведутся. Мы сегодня не только на территории Российской Федерации смотрим инвесторов, но и за рубежом», — цитирует господина Тефтелева Chelyabinsk.ru. В пресс-службе администрации муниципалитета подтвердили участие сити-менеджера в переговорах. Однако разглашать информацию о потенциальных инвесторах и механизме окупаемости вложений власти пока не готовы.

Челябинское метро — один из самых масштабных долгостроев города. Первое финансирование на строительство объекта было выделено в 1992 году, к настоящему моменту общая сумма вложений составляет около 16 млрд рублей. При этом федеральный бюджет прекратил выделять на проект деньги в 2010 году. Вновь реанимировать стройку местные власти решили, когда администрация получила одобрение губернатора Бориса Дубровского на привлечение внешнего инвестора.

По данным, размещенным на сайте горадминистрации, предварительно вложения в челябинское метро оцениваются в 9 млрд рублей, а общая стоимость метро может составить 75 млрд рублей. В конце прошлой недели в городе прошли публичные слушания по проекту планировки первой очереди метрополитена, которая включает пять станций. Проект был утвержден с поправкой на то, что в течение десяти дней будут урегулированы разногласия с собственником земельного участка на станции «Торговый центр», чья земля оказалась в зоне застройки.

По мнению главы комитета челябинского заксобрания по строительной политике Юрия Карликанова, в настоящее время проект метро оказался на середине процесса реализации: затраты на его окончательную консервацию были бы сопоставимы с затратами на достройку и введение в эксплуатацию. «Конечно, метро достраивать нужно: пассажиропотоки Челябинска растут, в то время как пропускные способности дорог весьма ограничены. Благодаря так называемой „дорожной революции” (масштабное расширение и строительство дорог в Челябинске. — „Ъ”) мы смогли избежать транспортного коллапса, но этот ресурс конечен, а потому нужно думать об альтернативных способах передвижения жителей города», — считает депутат. Впрочем, в появлении частного инвестора господин Карликанов сомневается: объем требуемых инвестиций очень велик, а окупаемость проекта сильно растянута во времени. «Без помощи федерального бюджета такие объекты в России практически не строились. И в Челябинске изначально это был полностью федеральный проект, потом на 20% в него включился регион, но постепенно вся ответственность была переложена на местные бюджеты. Для них это, конечно, непосильно, поэтому помощь федерации необходима», — добавил он.

«Примеры частных инвестиций в строительство метрополитена есть: это станция метро „Мякинино” в Москве, которую построила Crocus Group. Проекты, связанные со своими станциями метро, рассматривает ИКЕА, — рассказал глава агентства „Infoline-Аналитика” Михаил Бурмистров. — Но это проекты очень локальные. Для системных проектов использование такого решения рискованно: абсолютно неочевидна окупаемость». По мнению аналитика, речь может идти о строительстве частного метро в России, только если за это возьмется очень крупный инвестор, который построил большие площади торгово-выставочного назначения. В Челябинске таких площадей нет, ввиду экономической нецелесообразности. «С точки зрения зарубежных игроков ситуация еще более неоднозначная: пока Россия находится под санкциями, можно говорить только о Китае, но я считаю, что в настоящее время китайским инвесторам в метрополитене ловить нечего», — отметил эксперт.

Дмитрий Комаров

Другие материалы по теме «Проекты»



Вся лента