Ferrari берет на чем свет стоит

"Скудерия" обогащается больше других за счет бонуса в честь ее вклада в историю автогонок

"Формула-1"

Фото: AFP

Авторитетное издание Autosport Magazine обнародовало данные о распределении между командами "Формулы-1" доходов, получаемых от реализации прав на телетрансляции; сборов, уплачиваемых организаторами этапов за право проведения гонок; и средств, поступающих от размещения рекламы на автодромах. Выяснилось, что в "Формуле-1" царит суровое неравенство. Так, Ferrari, в прошлом году занявшая в Кубке конструкторов только четвертое место, получила почти на $40 млн больше, чем заработала Mercedes, ставшая лучшей командой сезона. А все потому, что "Скудерия" получает внушительные бонусы просто за то, что она есть.

Одним из основных источников доходов команд "Формулы-1" традиционно являются средства, поступающие от реализации медийных и иных коммерческих прав серии. Их владельцем является Formula One Group (FOG), возглавляемая Берни Экклстоуном (FOG, в свою очередь, принадлежит компании CVC Capital Partners). По данным Autosport Magazine, в 2014 году FOG получила за счет реализации прав на телетрансляции, лицензионных сборов, уплачиваемых организаторами гонок, и размещения рекламы на автодромах $1,8 млрд. При этом традиционно считалось, что командам от средств, собираемых FOG, достается примерно половина. Однако теперь выясняется, что команды получают существенно больше — 65%. И это было бы неплохо, если бы не вызывающая вопросы схема распределения средств между участниками чемпионата.

До сих пор бытовало мнение, что средства между командами распределяются в зависимости от их спортивных результатов. Однако оказалось, что это не так. Лучшая команда прошлого сезона — Mercedes, гонщики которой Льюис Хэмилтон и Нико Росберг заняли первые два места в итоговой таблице чемпионата, по заработкам оказалась лишь третьей, получив от FOG $126 млн. На втором месте Red Bull, проведшая не самый удачный сезон,— $156 млн. А на первом месте Ferrari c показателем $164 млн. И это несмотря на то, что "Скудерия" в Кубке конструкторов заняла только четвертое место. Замкнули топ-5 McLaren ($98 млн) и Williams ($83 млн).

Странности в распределении призовых объясняются деталями Договора о согласии, регулирующего ключевые параметры проведения чемпионата мира. Его последняя версия была подписана в 2013 году и истекает по завершении сезона-2020. Договор, в частности, гласит, что 50% прибыли FOG действительно делится между командами в зависимости от их результатов. Но есть в нем и пункт, который предусматривает, что еще 15% средств, собираемых FOG, достается вышеозначенной пятерке команд. Но даже в этом клубе избранных Ferrari стоит особняком. Ведь "Скудерии" удалось выторговать волшебные условия: команде в знак признания ее роли в "Формуле-1" гарантировано получение ежегодного бонуса в размере $97 млн вне зависимости от того, какие результаты она продемонстрирует.

В такой ситуации нет ничего удивительного в том, что вторая пятерка чемпионата получает гораздо меньше денег. Так, Force India заработала только $60 млн, Toro Rosso получила $54 млн, Lotus — $51 млн, Marussia — $48 млн и Sauber — $44 млн. Занявшая в Кубке конструкторов 11-е место Caterham не получила вообще ничего. Неудивительно, что команда в итоге была ликвидирована.

Обнародование вышеозначенных данных сразу же вызвало вопросы со стороны команд второго эшелона. На состоявшемся в четверг заседании группы по стратегическому развитию "Формулы-1", в ведение которой отдана, в частности, разработка решений, касающихся технического регламента соревнований, вопрос о неравенстве команд был поднят. Правда, Берни Экклстоун уклонился от дискуссии, заявив, что ему, наверное, не следовало подписывать договор в том виде, в котором он существует сейчас, но теперь уже поделать ничего нельзя. "У нас связаны руки. Придется ждать 2020 года",— констатировал господин Экклстоун.

Александр Петров

Вся лента