"Трансмашхолдинг" лишают прописки на Украине

Суд национализировал украинский филиал "Метровагонмаша"

Вчера стало известно, что украинский суд изъял в пользу государства у подконтрольного "Трансмашхолдингу" "Метровагонмаша" филиал в Черкасской области — Шполянский завод запчастей. Это не первый случай с 2014 года, когда российские компании лишаются активов на Украине, но раньше суды решали в пользу государства тянувшиеся годами споры. Но дело по Шполянскому заводу — инициатива уже новых властей Украины, хотя в Киеве и уверяют, что это никак не связано с предложениями местных политиков по массовому изъятию имущества у собственников из России.

Фото: Владислав Содель, Коммерсантъ

Вчера Генпрокуратура Украины (ГПУ) сообщила о возврате в собственность Украины имущества ООО "Шполянский завод запасных частей" — дочернего предприятия мытищинского "Метровагонмаша" (подконтролен "Трансмашхолдингу", по 25% которого принадлежит ОАО РЖД и Alstom, а также структурам Искандара Махмудова и Андрея Бокарева). Из сообщения ГПУ следует, что решение было принято хозяйственным судом Черкасской области, который инициировал дело по заявлению местной прокуратуры. Суд счел, что "исполком Шполянского горсовета с грубым нарушением международного соглашения и законодательства Украины признал за российским предприятием право собственности", отмечает ГПУ.

Шполянский завод запчастей был основан в 1967 году как филиал мытищинского завода, специализируется на производстве тормозного оборудования. В 1996 году "Метровагонмаш" зарегистрировал право собственности на филиал, это решение и оспаривала прокуратура. Но, по данным "Интерфакс-Украина", претензии прокуратуры возникли лишь после того, как разгорелся российско-украинский конфликт: иск в суд был подан в октябре 2014 года, а производство по делу началось в декабре. Этим случай со Шполянским заводом отличается от других известных исков об изъятии имущества российских компаний на Украине. Так, в марте Высший хозяйственный суд Украины национализировал структуру "Транснефти" "Прикарпатзападтранс" (владеет нефтепродуктопроводами), но "Транснефть" продолжает оспаривать это решение. Впрочем, судебные споры вокруг актива начались еще в 2005 году, повторно дело возобновилось в суде в 2011 году. Кроме того, в марте Верховный суд Украины одобрил возврат государству 68,01% акций Запорожского алюминиевого комбината (входил в "Русал" Олега Дерипаски), но и этот спор тянулся несколько лет.

При этом в апреле в Верховную раду был внесен проект закона о национализации российского имущества на Украине. Это как минимум вторая такая инициатива: ранее Рада уже отклонила аналогичный законопроект о национализации имущества "государства-агрессора и его резидентов". Законопроекты считались ответом на национализацию украинского имущества в Крыму после присоединения полуострова к РФ. Но источник в ГПУ заверил "Ъ", что дело "Метровагонмаша" никак не связано с украинским законом о национализации, "речь идет лишь о восстановлении законности при приватизации". Как уточнил собеседник "Ъ", Шполянский завод имеет стратегическое значение для Киева, поскольку делает комплектующие для военной техники.

Однако в "Метровагонмаше" заявили "Ъ", что завод поставляет продукцию исключительно в Россию, но с 2014 года практически не функционирует. В компании уточнили, что если в 2013 году выручка ее украинского филиала составила порядка 33 млн гривен (около 165 млн руб. по тогдашнему курсу), то в прошлом году "не превысила нескольких десятков миллионов рублей" (выручка "Метровагонмаша" за 2014 год — 19,8 млрд руб.). В "Метровагонмаше" не сказали, будет ли компания оспаривать решение суда, заявив, что "рассматривают все возможные варианты в рамках законодательства Украины". К другому активу ТМХ на Украине — "Лугансктепловозу" (производит локомотивы для ОАО РЖД) — никаких претензий нет, говорят в холдинге.

Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черняков указывает на то, что раз приватизация завода произошла в 1996 году, то, скорее всего, срок исковой давности по предъявлению претензий истек. Но раз суд не учел этого, то можно говорить, что речь идет о "скрытой форме национализации", считает эксперт. По его мнению, если "Метровагонмаш" и захочет оспорить решение в вышестоящих инстанциях, шансы выиграть дело крайне ничтожны.

Юлия Галлямова, Яна Циноева

Вся лента