Ради краски и словца

Власти Башкирии готовы пойти на уступки таксистам

Депутаты Курултая Башкирии с подачи местного правительства решили пойти на послабления участникам рынка такси. Они намерены разрешить использование в такси не только желтых автомобилей, но также белых и черных. В противном случае, опасаются в госкомтрансе республики, ограничения могут привести к сокращению предложения на этом рынке. Число заявок на получение лицензии после ужесточения регламента такси снизилось в сотни раз.

Таксистам предложили три цвета на выбор, но они все равно недовольны

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Депутаты башкирского парламента на ближайшей сессии намерены в первом чтении принять поправки в республиканский закон «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом…» в части деятельности легкового такси. Власти региона, как прозвучало вчера на заседании парламентского комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию, решили частично ослабить жесткие ограничения для таксистов, вступившие в силу в январе прошлого года.

В госкомтрансе республики заметили отток желающих получать лицензию для работы в такси. Если в 2012 году число обратившихся составило 4,8 тыс. человек, то в 2013 году — лишь 3 тыс., а в прошлом — всего 266, сообщил, представляя текст поправок, заместитель председателя госкомтранса Азат Калимуллин. В ведомстве считают эту динамику свидетельством того, что предпринимателей отпугивает необходимость перекрашивать автомобили в желтый цвет. Это единственно возможный цвет для такси, согласно действующей редакции закона. Стоимость перекраски автомобиля, по оценке господина Калимуллина, составляет 50 тыс. руб., поклейки — 27,5 тыс. руб. Ответом на такие «необоснованные затраты», полагают в ведомстве, станет уход таксистов в «тень» и как следствие, ухудшение качества оказания услуг на этом рынке.

• На рынке такси в Башкирии работают, по данным открытых источников, 10–12 операторов, из которых три («Мотор-сервис», «Лидер», «Такси Сатурн») — крупные. Подавляющее большинство служб такси работают с водителями по соглашению о диспетчировании. Штатных водителей они не имеют. Лицензии на работу в такси в госкомтрансе с 2011 года получили около 9 тыс. человек. Средний чек поездки в такси экономкласса составляет 150 руб., в бизнес-классе — на 20% выше. Данных об официальном обороте рынка нет.

Поправки, внесенные госкомитетом в Курултай, предусматривают допуск к работе в такси также белых и черных автомобилей. Предложение таксистов вовсе снять цветовые ограничения, прозвучавшее еще год назад, власти не приняли. На реплику представителя прокуратуры Руслана Исмагилова о том, что «ни черная, ни белая машина надежнее и быстрее не ездят», глава профильного комитета Курултая Елена Родина вчера сравнила последствия отмены цветового ценза с «цыганским табором, кто во что горазд».

Для большинства водителей такси — это подработка, а не основное место работы, говорит директор диспетчерской службы такси «Лидер» Тагир Башмаков. «В этой ситуации ждать, что кто-то купит желтый автомобиль с прицелом на подработку, было бы странно. Так что разрешение на белый и черный цвета может стать спасением для легального рынка такси»,— полагает он. В то же время, отмечает господин Башмаков, пока контролирующие органы «относились к таксистам с пониманием и не особо придирались к цвету машин».

Александр Клюев, возглавляющий некоммерческое партнерство «Организация перевозчиков» (объединяет индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги такси под брендом «Мотор-сервис») полагает, что обсуждаемые изменения в законе помогут изменить ситуацию с оттоком водителей из легальных служб, но цвет — не главное препятствие для развития этого рынка. «В Москве у легальных таксистов есть масса привилегий, например, право ездить по выделенным полосам, бесплатные парковки у аэропортов, вокзалов и торговых центров. У нас эти вопросы кардинально пока решать не готовы»,— отметил собеседник.

Заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков против послаблений для таксистов. «Лично я — за поддержание стандартов, в том числе за один разрешенный цвет. Иначе вслед за этими послаблениями будут и другие — к автомобилю, к водителю… Конкуренция сейчас на этом рынке большая, все кому не лень пошли в такси и опустили цены настолько, что заработать стало невозможно. Диспетчерские службы сегодня в большинстве просто перепродают информацию о заказах и не несут никакой ответственности за работу водителя».

Анна Челак, Булат Баширов

Вся лента