Тарантелла-тур

Борис Барабанов о новом альбоме Людовико Эйнауди

Готов спорить, большинству читателей имя Людовико Эйнауди незнакомо. И тем не менее осенью прошлого года на его концерте в Государственном Кремлевском дворце был аншлаг. Без какой-либо рекламы. То есть не то что без афиш на улицах, а, можно сказать, вообще. В интернете о концерте можно было узнать, только если специально интересоваться. И таких интересующихся нашлось 5 тысяч человек.

Он пианист, но вряд ли его имя на слуху у поклонников камерной академической музыки. Он популярен, но его аншлаги обеспечены не радиотрансляциями и не яркими видеоклипами. Главным каналом, через который его музыка попала к российским слушателям, были саундтреки. А точнее — французский фильм "Неприкасаемые" режиссеров Оливье Накаша и Эрика Толедано. Фильм многим нравится, он — воплощение европейского зрительского кино в противовес "голливудской жвачке". Но представить себе, что мелодии, звучащие за кадром, могут рекрутировать триста с лишним тысяч поклонников в самой популярной российской социальной сети "В контакте", до сих пор трудно. И уж точно этого не мог сделать фильм "Я все еще здесь" с Хоакином Фениксом или мини-сериал "Доктор Живаго", в которых также звучит музыка Эйнауди. Ну а фильм "Самба", очередной трогательный хит о простых людях от Накаша и Толедано, вышел, когда у Эйнауди уже была в интернете армия поклонников размером с российский областной центр.

Можно сколько угодно пытаться анализировать этот механизм, пытаться понять, что там работает, в этой его неоклассике, в этом его не требующем от зрителя специальной подготовки эмбиенте. Лучшие промоутеры, проморгавшие курицу, несущую золотые яйца, смотрели на цифры сборов Людовико Эйнауди в Кремле и пытались разгадать секрет. Людям нужна музыка для релаксации, и эта ниша свободна? Люди готовы платить деньги за доступное исполнение композиций, похожих на классику? Или просто кто-то в сети "В контакте" так полюбил композитора, что сумел запустить вирус, транслировать свою любовь только одной этой платформе присущими методами, о которых обычный мир даже не подозревает?

Как бы то ни было, вот Людовико Эйнауди, он из Турина, ему 60 лет. На его счету 14 альбомов и музыка к 18 фильмам, телесериалам и трейлерам. 4 мая вышел в свет его альбом, посвященный тарантелле — танцу из Апулии, области, занимающей "каблук" итальянского сапога. Говорят, что в старые времена тарантелла имела магические свойства — с ее помощью исцеляли укушенных тарантулом, она была сродни танцу дервишей, производила гипнотическое воздействие как на исполнителей, так и на зрителей. Альбом Эйнауди был вдохновлен фестивалем тарантеллы, который 15 лет проходит в апулийском регионе Саленто. Союзником композитора стал гитарист Джастин Адамс, многолетний партнер Роберта Планта и пропагандист африканской корневой музыки. Вместе с ним в записи "Taranta Project" принял участие другой официальный член аккомпанирующего состава экс-фронтмена Led Zeppelin — гамбийский музыкант Джулде Камара, виртуоз однострунной скрипки рити. В компании с постоянной группой Людовико Эйнауди и несколькими значимыми фигурами world music вроде малийца Баллаке Сиссоко они отправились в тур и сочинили альбом, в котором раж средиземноморского уличного танца сочетается с арабскими и африканскими влияниями, а также с типичными для саундтреков Эйнауди тревожными струнными и расслабляющими аккордами фортепиано. Такая музыка никогда не была у нас предметом особого почитания, и уж точно "В контакте" ее не множат миллионами постов, как треки Эйнауди из фильмов. Это настоящая мировая музыка, достойная восторгов рецензентов из английского журнала Songline, но представить себе аншлаг в Кремле пока сложно.

Ludovico Einaudi "Taranta Project" (Ponderosa)
www.ludovicoeinaudi.com

Вся лента