"Трансмашхолдинг" прислал первый состав

но задержал еще два

В метро Петербурга поступил первый состав новой модели "Юбилейный", произведенный "Трансмашхолдингом". Из-за того что задержка по поставке составила около пяти месяцев, производителю могут выставить штраф в размере около 20 млн рублей. Кроме того, к этой сумме может добавиться неустойка за опоздание по поставке еще двух составов.

За основу новой модели был взят состав, разработанный еще в начале 1990-х годов

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В ГУП "Петербургский метрополитен" поступил первый состав с асинхронным двигателем производства Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ, входит в "Трансмашхолдинг" (ТМХ)). Несмотря на то, что в конкурсе победило петербургское предприятие, состав был полностью собран на подмосковном заводе "Метровагонмаш", который также входит в структуру ТМХ.

ОЭВРЗ выиграл аукцион комитета на поставку 11 составов в конце 2013 года, второй потенциальный участник — ООО "Вагонмаш" (СП "Кировского завода" и чешской Skoda) — не был допущен к участию. Стартовая цена при этом была снижена с 4,073 млрд до 2,973 млрд рублей. Согласно условиям контракта, в 2014 году победитель тендера должен был поставить один состав, в 2015 и 2016 годах (не позднее 30 сентября 2016 года) — по пять поездов.

В честь празднования в 2015 году 60-летия Петербургского метрополитена новой модели (за основу брали состав начала 1990-х годов "Яуза"), разработанной для города, присвоили название "Юбилейный", сообщили в пресс-службе подземки. Однако в ТМХ отметили, что у модели пока нет официального названия. Первый шестивагонный поезд должен был прибыть в электродепо "Автово" в конце ноября 2014 года, но сроки поставки переносились несколько раз. Руководство компании связывало задержку с экономическими санкциями: возникли сложности с поставками иностранного оборудования — в частности, японского привода Hitachi.

Стоит отметить, что изначально комитет по транспорту не планировал применять к поставщику штрафные санкции, списав задержку на форс-мажорные обстоятельства. Однако, как говорят собеседники "Ъ" в Смольном, решение изменили из-за того, что в будущем могли возникнуть претензии со стороны контролирующих органов.

В комитете по транспорту пока не называют сумму неустойки за нарушение сроков поставки. "Окончательный расчет пеней будет произведен по результатам приемки вагонов, с учетом проведения необходимых испытаний приемочной комиссией в соответствии с графиком испытаний вагонов метрополитена", — пояснили в ведомстве.

В контракте с подрядчиком оговаривается, что в случае нарушения сроков поставки производитель выплачивает заказчику пени в размере 0,05% от цены несвоевременно поставленных вагонов за каждый день просрочки. То есть около 135 тыс. рублей в день за состав. С учетом того, что поставка задержалась примерно на 150 дней, получается сумма в 20,3 млн рублей.

Между тем компания опаздывает со сроками поставки еще двух составов. Так, в 2015 году, согласно календарному плану поставок, компания должна доставить в электродепо "Автово" пять составов по шесть вагонов в каждом. Первая поставка за этот год должна была состояться 30 января, вторая — 31 марта, три следующие должны прийти 31 мая, 31 июля и 30 сентября соответственно.

В "Трансмашхолдинге" вопрос о причинах задержки и планируемых сроках поставки оставили без комментариев, отметив только, что пока штрафных требований в компанию не поступало. Предполагается, что эксплуатация состава на Невско-Василеостровской линии начнется в третьем квартале 2015 года, сразу после того, как поезд пройдет сертификацию.

Татьяна Дятел

Вся лента