ВАСО собирает обороты

Как регионы Черноземья налаживают выпуск новой авиатехники

2014 год во многом стал переломным для авиационной и смежной промышленности регионов Черноземья. В декабре стало известно о возврате воронежского авиазавода (ОАО «ВАСО») к программе создания легкого транспортного самолета Ил-112, завод также заключил крупный контракт на поставку Ил-96. Создание новых приборов для другой авиатехники началось на воронежском «Электроприборе» и курской «Авиаавтоматике им. В.В. Тарасова». Благодаря получению значительных заказов авиационные предприятия Черноземья, прежде всего воронежские, обеспечили себе стабильное развитие в условиях кризиса. Наращивание производства и увеличение численности сотрудников региональные власти поддержали вниманием к социальной составляющей.

Фото: Ъ

Отложенный старт

Ключевым авиастроительным предприятием Черноземья остается воронежский авиазавод. Одним из основных событий 2014 года для него стало возобновление программы создания легкого транспортного самолета Ил-112. В конце прошлого года Минобороны РФ заключило с ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» контракт на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию Ил-112В в Воронеже. Изначально первые два самолета предполагалось построить к 2016 году, запустить в серию — в 2018-м.

Сейчас заявлявшиеся сроки сдвинуты на год вперед. Суммарная стоимость первых двух самолетов, по оценке экспертов, может составить около 1,5 млрд руб. Контракт на поставку серийных Ил-112В предполагается заключить в текущем году. Всего в выполнении ОКР должны участвовать около 30 российских предприятий и более 50 поставщиков комплектующих, но сборку планируется наладить именно в ВАСО. Напомним, впервые макет и эскизный проект Ил-112 были представлены конструкторским бюро ОАО «Ил» еще в декабре 2004 года. Строительство опытных образцов было в плане гособоронзаказа и программе вооружений до 2015 года. Однако реализация проекта замедлилась, затем и вовсе приостановилась, а Минобороны начало проявлять интерес к Ан-140. Украинский кризис помог возобновлению разработки полностью российского самолета. Благоприятно может сказаться на проекте и высвобождение мощностей, ныне занятых на производстве Ан-148. Пока, по словам замминистра обороны Юрия Борисова, предприятие сумело наладить бесперебойную поставку украинских комплектующих» по текущему контракту на 15 самолетов (он рассчитан до 2017 года). Но о продолжении работ речи не идет. Между тем уже сейчас в ВАСО в связи с ростом объемов производства (в 2015-м планируется сдать девять самолетов вместо шести в 2014-м, в том числе два Ил-96-300, один Ил-96-400Т и шесть Ан-148) планируется набирать на работу более 400 человек.

В 2014 году завод получил крупный заказ на производство широкофюзеляжных Ил-96. Речь идет о выпуске 14 новых Ил-96 различных версий до 2024 года. Самолеты будут строиться в основном для госструктур. Заказ для ВАСО включает в себя как «доработанную» грузовую версию в виде Ил-96-400Т, так и спецзаказы. Речь идет о шести Ил-96-400ВзПУ (воздушный пункт управления) и одном Ил-96-400 VVIP для Сергея Шойгу, продолжается создание топливозаправщика на базе Ил-96 (о необходимости в нем «Ъ» рассказывал главком ВВС Виктор Бондарев).

Продолжает завод работу и по иным проектам, не связанным с собственной сборкой самолетов. К примеру, предприятие получило заказ на модернизацию двух самолетов Ту-204-300 для Роскосмоса, планируется подписание контракта на третий самолет. Также ведомству может быть поставлен один Ан-148, собранный в ВАСО. Высокие темпы производства на предприятии ранее отмечал зампредседателя коллегии военно-промышленной комиссии Иван Харченко: «В ВАСО особо проблемных вопросов нет, претензий Минобороны к компании — тоже».

Расширение производства одного из флагманов отрасли находят поддержку у региональных властей. В связи с большим портфелем заказов и набором персонала обостряется вопрос обеспечения сотрудников жильем. Эта та часть деятельности завода, в которой ему может оказать поддержку облправительство. «Мы определились, что будет поддержка и от города, и от области в части строительства жилья, — рассказывал в ходе визита на завод губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. — И в случае передачи нам на баланс социальных объектов инфраструктуры мы готовы предметно ими заняться, чтобы их целевое назначение было восстановлено. Возьмем это на свои плечи — такие у нас планы, соответствующий опыт уже имеется». Другое направление поддержки со стороны облправительства — стимулирование развития авиационного лизинга. Так, воронежская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» получает льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и транспортному налогу.

Техническая составляющая

Наращивание мощностей авиазавода дало толчок для развития смежных отраслей. Так, занимающееся поставками салонов для самолетов ВАСО ЗАО «Русавиаинтер» заявило о намерении расширить производство за 1 млрд руб. По данным «Ъ», нынешние мощности компании уже не справляются с возросшими заказами ВАСО.

Налаживают выпуск новой продукции и другие предприятия Черноземья, поставляющие оборудование для авиационной отрасли, но не связанные с ВАСО. Воронежский завод «Электроприбор» укрепляет сотрудничество с ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (входит в концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), структура «Ростеха») и рассчитывает стать для конструкторского бюро основной производственной базой. В результате воронежское предприятие может получить контракты на авионику для новых самолетов. Речь идет о выпуске электроники для модернизированных многоцелевых Су-30СМ, новых истребителей Су-35, учебно-боевых Як-130, модернизированных транспортных Ил-76МД-90А, а возможно — и для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

Воронежский механический завод (ВМЗ), переориентировавшийся с авиационных на ракетные двигатели, по-прежнему выпускает оборудование для авиации. Так, продолжается производство вертолетного редуктора ВР-226 (устанавливается на вертолет Ка-226): он предназначен для изменения частоты вращения и передачи мощности от двух двигателей на два соосных несущих винта, а также для привода агрегатов, обеспечивающих работу различных систем вертолета. Налажен на предприятии и выпуск воздушных компрессоров АК-50Т. Он служит для запуска поршневых авиационных двигателей и наполнения сжатым воздухом пневмомагистралей летательных аппаратов.

ОАО «Тамбовский завод “Электроприбор”» планирует создание «принципиально новых» приборов для авиации и космоса: в частности, для этой цели была проведена допэмиссия на 661 млн руб. Речь может идти в том числе о создании на базе завода центра по производству навигационных систем для Вооруженных сил.

К разработке и производству принципиально новых авиационных приборов приступила еще одна структура КРЭТ — курское ОАО «“Авиаавтоматика” им. В.В. Тарасова». Предприятие начало установку на транспортные вертолеты Ми-171А2 первых российских систем диагностики и прогностики (СДИП) технического состояния летательных аппаратов. Ориентировочная стоимость одного комплекта — 5 млн руб. На нынешнем этапе работ системы предназначены для определения начала срывного обтекания лопастей несущих винтов, контроля над вибрацией на элементах фюзеляжей и учета потраченного ресурса (за счет сети датчиков и специального программного обеспечения). Сейчас ОКР по проекту продолжаются. По словам главного инженера опытно-конструкторского бюро «Авиаавтоматики» Ивана Мухина, их итогом должно стать создание системы «человек — машина»: она будет отслеживать не только технические показатели, но и психофизическое состояние пилотов. Система строится по модульному типу, подходящему под любой борт. По словам господина Мухина, Минобороны заинтересовано в оборудовании до 150 Ми-171А2 в течение восьми лет. Завершение ОКР предполагается через полгода, а уже к концу 2015-го в компании рассчитывают начать установку системы на ударные Ми-28Н. В дальнейшем СДИП можно будет поставить и на самолеты. Объем заказов и наименования техники будет определяться федеральной целевой программой.

Внедряемая курским предприятием СДИП станет уникальной для России. Аналогичной системой сейчас обладают лишь США и Израиль. Попытки внедрить СДИП в российскую авиатехнику предпринимались еще в 2001 году, когда ЗАО СП «Авиашельф» (сахалинская компания, занимающаяся авиаподдержкой нефтегазовых проектов на шельфе) по инициативе своего акционера — британского авиаперевозчика Bristow Group — установила систему на свои Ми-8МТВ-1 (предшественник Ми-171А2). В доработке СДИП участвовал и московский Центральный институт авиационного моторостроения. Впоследствии отдельные элементы системы российского производства (в частности, модули диагностики редукторов) появлялись на ряде изделий ОАО «Камов» и Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля. Однако единой полноценной системы создано не было. Эксперты отмечают «крайнюю востребованность» внедрения системы в российскую технику: она сможет повысить надежность работы основных систем, увеличить возможность налета сверх заявленного ресурса и снизить эксплуатационные расходы.

В целом авиационные предприятия Черноземья либо завязаны на ВАСО, либо входят в структуры «Ростеха» (в частности, КРЭТ) и занимаются поставками оборудования для широкой номенклатуры летательных аппаратов. Диверсификация производства велика и в самом ВАСО: завод поставляет оборудование не только для самолетов собственной сборки, но и для других выпускаемых Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) воздушных судов. Способствует продажам продукции ВАСО воронежская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.», занимающаяся, в частности, поставками Ил-96-300 на Кубу. Все это в совокупности с полученным в 2014 году большим объемом заказов дает возможность для авиационных и смежных предприятий Черноземья наращивать производство и осваивать выпуск новой продукции в кризис.

Кроме того, как отмечают эксперты, в текущих макроэкономических условиях ВАСО вновь привлекает внимание первых лиц государства, которые постоянно уделяют внимание заводу — не только как «флагману отечественного авиастроения», но и как крупному социально ориентированному предприятию. Понимают это и региональные власти. Входящий в совет директоров ОАО «ВАСО» губернатор Алексей Гордеев держит под контролем развитие социальной составляющей для сотрудников завода, численность которых в ближайшее время должна вырасти.

Олег Мухин

Вся лента