«Себестоимость домов растет»

Валерий Иванов, руководитель нижегородского филиала компании GoodWood

— Как сегодня меняется себестоимость в малоэтажном строительстве?

— Себестоимость, конечно, увеличивается, прежде всего за счет роста цен на иностранные комплектующие: окна, фурнитуру, все виды отделки и инженерии. Цены на них растут точно в соответствии с курсом доллара. Кроме того, изменилась стоимость доски на входе: сейчас выгоднее продавать ее за границу, и поставщики переориентируют свои потоки на европейский рынок. Соответственно цены серьезно выросли сразу с начала кризиса, и мы сейчас вынуждены закупать ее фактически по европейским ценам. Тем не менее мы держим цены, принимая решения по оптимизации процессов, договариваемся с поставщиками, которые идут нам навстречу.

— Можно ли говорить о тенденции импортозамещения среди производителей малоэтажных домов?

— В целом да, на рынке появилось много предложений по замещению импортной фурнитуры на российскую. Но мы решили пойти по обратному пути и увеличить объемы иностранной фурнитуры, а цены сохранить за счет снижения собственной рентабельности. То есть в кризис мы пытаемся жить за счет увеличения объемов продаж и доли рынка.

— Каков спрос на такие дома среди нижегородцев? Упал ли он в связи с кризисом?

— В ноябре-декабре мы отмечали повышенный спрос, потому что люди, так сказать, «сбрасывали» рубли. В целом по нашей компании произошло трехкратное увеличение плановых показателей, и в Нижнем Новгороде мы тоже перевыполнили план. А вот в январе-марте произошел небольшой «прогиб» к уровню прошлого года, потому что обычно повышение спроса отмечается в феврале-марте, а в данном случае этот спрос реализовался еще в декабре. Но в апреле мы видим восстановление спроса и, скорее всего, по итогам апреля и мая вернемся к нашим обычным показателям по этим месяцам.

— Какие материалы для домостроения выбирают нижегородские покупатели? Отличаются ли их предпочтения?

— Могу отметить, что четко отличается от других регионов Казань. Там в приоритете кирпичные дома, так исторически сложилось. Если же из бруса, то заказывают самый большой и дорогой брус. В Нижнем Новгороде предпочтение отдается домам типа шале, то есть с кирпичным низом и верхом из клееного бруса. Такой вариант выбирает примерно 40% наших клиентов. Еще порядка 40% приходится на дома из клееного бруса, по 10% — на дома из кирпича и панельно-брусовые. И это отношение довольно стабильно.

— Появились ли на рынке «антикризисные» предложения, как это было в кризис 2008–2009 годов?

— Как мы и прогнозировали, сейчас можно увидеть тренд на экономичные дома. Мы такие дома тоже предлагаем — панельно-брусовые. И спрос на эти дома сразу появился, потому что по цене они составляют альтернативу трехкомнатной квартире. По нашим оценкам, примерно 20% нижегородских клиентов предпочитают именно такие дома. Дело в том, что дом по такой стоимости могут купить люди, которые, например, хотели бы переехать в пригород и могут продать квартиру. То есть такие дома просто расширяют сегмент потенциальных клиентов.

— А доля высокодоходных домов в этом контексте не снижается?

— Спрос сохраняется практически на всю линейку домов, в том числе и на дома площадью более 300 кв. м и стоимостью свыше 10 млн руб. Кризис на среднем классе отражается избирательно, и большой процент наших клиентов не отказался от намеченных планов по строительству дома.

Беседовала Анна Павлова

Вся лента