Телезрители выучили «цифру»

Одна из основных тенденций последних лет, по данным и аналитиков, и операторов, — рост спроса на цифровое телевидение и падение интереса к аналоговому ТВ. По итогам прошлого года объем рынка платного ТВ вырос более чем на 6% и составил 57 млрд рублей. При этом драйвером роста эксперты называют цифровое и IP-телевидение, которое постепенно отодвигает «аналог» ТВ на второй план. Основными преимуществами «цифры» и так называемого интернет-телевидения (IP и ОТТ TV) эксперты называют, в числе прочего, широкие возможности управления контентом, которые постоянно развиваются.

Все больше абонентов хотят потреблять видеоконтент с мобильных устройств, и тогда, когда им это удобно

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

— тенденции —

ТВ растет стабильно

По данным специалистов аналитического агентства «ТМТ консалтинг», по итогам 2014 года рынок платного ТВ демонстрирует стабильный рост. Объем рынка платного телевидения, по их оценкам, в 2014 году вырос на 6,1% и составил 57 млрд рублей, абонентская база операторов увеличилась на 8,3%, до 37,8 млн домохозяйств. Проникновение платного ТВ при этом составило 68%.

По информации компании J’son & Partners Consulting, российский рынок платного ТВ — один из самых крупных в мире. При этом аналитики J’son & Partners Consulting отмечают, что более половины абонентской базы платного ТВ генерируется Приволжским и Центральным федеральными округами (19% и 35% абонентов соответственно).

По мнению финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, среднегодовые темпы роста платного ТВ до 2018 года составят 12%. «При этом драйвером роста рынка остается интерактивное ТВ — в 2014 году рынок вырос на20–25% по отношению к предыдущему году. На него приходится около трети рынка платного ТВ. Судя по всему, в 2015 году тенденция получит продолжение, и в этом отношении ситуация на рынке платного телевидения в Самарской, Ульяновской и Оренбургской областях не будет существенно отличаться от всего рынка», — рассуждает господин Нигматуллин.

«Несмотря на распространение цифрового эфирного и OTT-вещания, возможное сокращение контента на платных телеканалах и усложнившуюся экономическую ситуацию, в 2015 году все же можно ожидать роста рынка платного ТВ», — полагают эксперты агентства «ТМТ консалтинг». По их прогнозам, объем рынка платного ТВ вырастет в 2015 году на 4,2%, до 59,4 млрд рублей, число абонентов увеличится на 3,8% и составит 39,2 млн, проникновение услуги превысит 70%. Аналитики J’son & Partners Consulting при этом прогнозируют, что к 2018 году проникновение услуги платного ТВ достигнет 83%.

Смена по аналогу

Одной из основных тенденций последних лет, по данным и аналитиков, и операторов, стал рост спроса на цифровое телевидение и падение интереса к аналоговому ТВ. Так, по информации пресс-службы телеком-оператора «Дом.ru», популярность «аналога» снижается. «Все больше клиентов выбирают цифровое ТВ. За 2014 год количество клиентов цифрового телевидения „Дом.ru TV“ выросло почти в два раза: в Самаре — на 94%, в Ульяновске — на 70%. В Оренбурге, по сравнению с началом 2014 года, количество абонентов услуги аналогового ТВ снизилось с 91% до 65% от общего числа пользователей телевидения. Количество абонентов цифрового ТВ в начале 2014 года составляло 9% от базы платного ТВ, в марте 2015 года — 35%», — сообщают в пресс-службе оператора. При этом компания планирует дальнейшее увеличение доли в сегменте цифрового ТВ, в том числе за счет перевода собственных абонентов с услуги аналогового на цифровое ТВ.

По информации департамента внешних коммуникаций МРФ «Волга» ОАО «Ростелеком», по итогам 2014 года число пользователей интерактивного ТВ в Самарской области достигло 66 тыс., в Оренбургской области — 35 тыс., в Ульяновской — 21 тыс. Прирост пользователей интерактивного ТВ за 2014 год в этих же регионах составил 45%, 33% и 52% соответственно, сообщили в компании.

О том, что с каждым годом увеличивается тенденция перехода от «обычного», аналогового телевидения к цифровому, говорит также директор по развитию сети доступа макрорегионального филиала «Средневолжский» компании ТТК (ТТК-Самара) Дмитрий Асланов. «Уверен, что она сохранится и в 2015 году, поскольку цифровое телевидение отличается более высоким качеством изображения и звука, разнообразием каналов и простотой подключения, — отмечает господин Асланов. — Частным лицам мы предлагаем специально разработанные пакеты услуг — интернет + телевидение. На сегодняшний день абоненты ТТК могут просматривать более 100 телевизионных каналов различной тематики: музыкальные, познавательные, спортивные и 10 каналов в формате высокого разрешения (HD). В самарской области телевидение от ТТК выбирают порядка 2 тысяч абонентов».

В пресс-службе компании «Вым­пелКом» (бренд «Билайн») отказались раскрывать данные по регионам, однако сообщили, что в России общее число абонентов цифрового телевидения «Билайн» за 2014 год выросло на 12,8% и составило больше 1 млн домохозяйств.

Как отмечает директор МТС в Ульяновской, Пензенской областях и Республике Мордовия Евгений Галушко, цифровой формат вещания объективно имеет технологические преимущества.

Так, по мнению господина Галушко, цифровое ТВ дает возможность предоставления

более широкого пакета телеканалов и более высокого качества приема сигнала при выгодной стоимости услуг. МТС предоставляет услуги цифрового кабельного телевидения в формате DVB-C в Ульяновской области, и она занимает одну из лидирующих позиций среди регионов Поволжья по темпам прироста абонентской базы цифрового кабельного телевидения МТС. «По итогам первого квартала 2015 года абонентская база в регионе увеличилась на 70% по сравнению с первым кварталом 2014 года. Сегодня на рынке домашних услуг как в Ульяновске, так и в Поволжье в целом, продолжается тенденция увеличения количества зрителей цифрового телевидения. Так, уже 59% всех подписчиков домашнего ТВ МТС в регионе смотрят каналы в цифровом качестве. Причем активный рост спроса на услуги цифрового ТВ происходит как за счет подключения новых абонентов, так и за счет перехода абонентов с аналогового на цифровой формат вещания. В первом квартале 2015 года число переключений с аналогового на цифровое телевидение увеличилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — рассказывает Евгений Галушко.

Телеком-«ОТТкрытие»

В последние годы помимо уже ставших привычными для большинства жителей кабельного, цифрового и IP-телевидения широкое распространение получает такая услуга, как предоставление ОТТ-видеосервисов.

OTT (Over the Top) — технология доставки видеосигнала профессионального контента на устройство (компьютер, телевизоры Smart TV, планшет, мобильный телефон) посредством интернета без прямого контакта с оператором связи.

Так, по данным специалистов «ТМТ консалтинг», российский рынок легальных онлайн-видеосервисов, действующих по модели ОТТ и предлагающих для просмотра профессиональный видеоконтент, вырос в 2014 году на 58% и составил 2,6 млрд рублей. Положительное влияние на рынок, по их мнению, оказали рост проникновения устройств с возможностью просмотра видео через интернет (smart-телевизоров, планшетов, смарт­фонов), а также активная работа сервисов с правообладателями, ведущая к расширению библиотек, в том числе за счет киноновинок.

«В то же время во втором полугодии ухудшение экономической ситуации в стране привело к общему сокращению рекламного рынка и, в том числе, к снижению темпов роста видеорекламы в интернете. При этом выручка, полученная по платной модели (подписка, платный просмотр фильмов), продолжала расти высокими темпами, что было связано, в первую очередь, с распространением smart-телевизоров с предустановленными приложениями онлайн-кинотеатров и ростом числа предлагаемых ими киноновинок. По итогам года доходы, полученные по рекламной модели, составили 1,67 млрд руб., доходы, полученные по платной модели, — 0,93 млрд руб. Доля доходов от пользовательских платежей выросла с 22% в 2013 году до 36% в 2014-м», — отмечают аналитики «ТМТ консалтинга».

Говоря о региональном распределении аудитории ОТТ-видеосервисов, специалисты J’son & Partners Consulting отмечают, что в целом оно повторяет по структуре абонентскую базу платного телевидения. Так, основная доля аудитории ОТТ ТВ приходится на Центральный (31%) и Приволжский (18%) федеральные округа.

Мульти в тренде

Рассуждая о тенденциях развития платного телевидения в Самарской, Ульяновской и Оренбургской областях в 2015 году, эксперты одной из главнейших и чуть ли не единственной называют продолжение роста спроса на цифровое ТВ.

При этом, по мнению финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, цифровое ТВ едва ли полностью заменит кабельное. «Несмотря на очевидные преимущества, стоимость данной услуги и стоимость подключения значительно выше. Я ожидаю, что к 2018 году соотношение кабельного и цифрового ТВ будет на уровне 40% к 60%», — предполагает господин Нигматуллин.

«Очевидно, что в 2015 году основная тенденция на рынке фиксированных услуг — рост спроса на цифровое телевидение и, как следствие, снижение доли абонентов аналогового телевидения за счет их перехода на цифровой стандарт вещания — сохранится. Кроме того, все большее число абонентов будут отказываться от услуг небольших региональных игроков на рынке фиксированной связи в пользу крупных операторов связи, получая при этом значительные преимущества: расширенные пакеты телеканалов, пакеты телеканалов в HD-качестве, высокий уровень обслуживания, большое число точек оплаты услуг, различные программы лояльности», — заявляет Евгений Галушко.

«Тенденции рынка платного ТВ в Поволжье не отличаются от общероссийских. Продолжится увеличение проникновения и доли кабельного, цифрового, IP-телевидения. Усиливается тренд на полный переход телевидения в HD. Цифровое ТВ остается драйвером роста доходности за счет продажи дополнительных пакетов каналов, видеоконтента, дополнительных сервисов», — отмечают в пресс-службе телеком-оператора «Дом.ru», добавляя, что набирает обороты популярность нелинейной модели телесмотрения. «Все большее число пользователей хотят потреблять видеоконтент с мобильных устройств и тогда, когда им это удобно. Мультиэкранность — один из ключевых трендов платного ТВ, который активно развивают и зарубежные, и российские операторы», — рассуждают специалисты «Дом.ru».

По данным департамента внешних коммуникаций МРФ «Волга» ОАО «Ростелеком», динамика подключений интерактивного ТВ в Поволжье в 2014 году показывает рост интереса как физических, так и юридических лиц к этой услуге и тем дополнительным возможностям управления своим телесмотрением, которые получают пользователи интерактивного ТВ. «К примеру, посредством опции „Управление просмотром” можно начать просмотр передачи с любого момента, воспользоваться паузой и перемоткой, посмотреть или пересмотреть из архива вышедшие в эфир программы за три последних дня. В начале этого года всем абонентам интерактивного ТВ стал доступен сервис „Мультискрин”, который также расширяет пользовательские возможности услуги», — рассказывают в компании, поясняя, что «Мультискрин» позволяет объединить экраны для просмотра ТВ и видеоконтента: телевизор, компьютеры, ноутбуки, планшеты и Smart TV. К «Мульти­скрину» можно подключить до пяти устройств.

«Отличительная функция нового сервиса — сохранение позиции просмотра при смене экрана: например, можно поставить программу на паузу на телевизоре, а продолжить просмотр в дороге на планшете с того же самого места. Трафик автоматически подстраивается под технические характеристики устройства и мобильной сети передачи данных или сети Wi-Fi (рекомендуемая скорость — от 2,5 Мбит/с)», — поясняют в «Ростелекоме».

Еще одним трендом 2015 года, по мнению Евгения Галушко, станет рост числа абонентов, делающих выбор в пользу пакетных предложений, так как все большее число пользователей подключает не только телевидение, но и домашний интернет и телефонию. «Так, уже сегодня 75% новых клиентов домашних услуг от МТС подключают комплект „интернет + цифровое ТВ”», — рассказывает господин Галушко.

Екатерина Борисенкова

Вся лента