Правила игры

консервирует на энергорынке корреспондент отдела бизнеса Анастасия Фомичева

Кризис заставляет регуляторов решать ворох проблем в энергетике, решение которых годами откладывали на потом. Одна из них — избыток генерации: последние два года все больше станций не проходит отбор (более 15 ГВт на 2015 год), а потребители оплачивали невостребованные мощности. С начала года отрасли стало понятно, что спрос на электроэнергию почти прекратит расти в перспективе 20 лет и платежей на них уже не хватит, и участники рынка задумались, как избавиться от излишков.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Надо консервировать мощности, которые понадобятся потом, а остальное закрыть, предложил "Системный оператор", и идея вызвала редкое единодушие генераторов, Минэнерго и даже потребителей. Первый аукцион на консервацию планируется провести еще до летнего отбора мощности. Но сколько платить "консервам" (СО предлагал 30% от цены мощности, генераторы — 70%, а потребители вовсе не готовы на это) и какие мощности оставить в запасе, решить пока не могут.

"Системный оператор" предложил консервировать на один-три года наиболее эффективные мощности из тех, чьи затраты выше рыночной цены. Но "эффективный" — субъективное понятие: тот, кто укладывается в рыночную цену, кто моложе 50-55 лет или тот, кто вырабатывает дешевое тепло для населения? Есть и другие мнения: для потребителей выгоднее оплачивать сейчас избыточную мощность, чем доплачивать затем за новую, когда возникнет дефицит, считает замдиректора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ-ВШЭ Илья Долматов. Консервировать старую генерацию недорого, но это ведет к технологическому отставанию, считает завотделом Института энергетических исследований РАН Федор Веселов. Возможно, через десять лет технологии полувековой давности устареют и не понадобятся. Второй вариант — законсервировать только что построенные мощности и дождаться, когда цена на газ для них будет более привлекательна (так закрывают, например, новые станции в Европе), но промышленности придется платить и за старые, и за новые, но неиспользуемые мощности. Самый дорогой третий вариант — вывод мощностей для модернизации, энергетики повысят конкурентность по затратам в перспективе, но понадобятся новые механизмы окупаемости модернизации, рассуждает господин Веселов. Но слишком далеко идущие планы по поддержке лишней мощности могут спугнуть потребителей, уже научившихся строить собственную генерацию.

Вся лента