Основа Bulgari — чистые линии и идеальные пропорции

Фабрицио Буонамасса, креативный директор часового направления Bulgari

Когда вы пришли в Bulgari?

Я начал работать в компании в 2001 году. Тогда я, например, работал с часами Gerald Genta и Daniel Roth — Bulgari только что приобрел мануфактуру и бренды, и наша дизайн-студия участвовала в разработке часов Octo, а в 2002-м я придумывал дизайн циферблата Grande Sonnerie. Потом, в 2005-м, я принял решение уйти и основать свое собственное дизайн-бюро — компанию, которая работала с Bulgari и другими клиентами как независимый консультант. Мне было интересно попробовать себя в разных областях, моя карьера вообще начиналась в группе Fiat с дизайна автомобилей, и я до сих пор уверен, что дизайнер должен уметь работать с совершенно разными предметами и масштабами. В 2007-м мне позвонили из Bulgari с заманчивым предложением возглавить весь отдел дизайна часового направления. Так я вернулся в Bulgari. Сначала мой отдел располагался в Риме, в 2011-м я решил перевести его в Невшатель.

Что было самым сложным, когда вы начали заниматься дизайном часов?

Надо было выучить язык часового дела, иначе никак. Понимать, как они работают, какие существуют технические возможности. Я пришел из автомобильного дизайна, и первые мои эскизы были чем-то вроде машины для запястья, но так быть не должно! С другой стороны, Bulgari — римский дом и стремится всячески подчеркивать свою связь с историей и архитектурой Рима, но часы не могут быть Колизеем в миниатюре. Важно выучить язык часов, узнать историю дома, но главное — научиться всем этим правильно пользоваться. Мой первый проект для Bulgari был дизайном новой версии модели Diagono. И вот я, привыкнув к масштабам автомобильной индустрии, вручную нарисовал эскизы на больших листах А3, с максимальной детализацией на циферблате, корпусе, заводной головке. И показал их Паоло Булгари. Он мне сказал: "Это очень красиво, но размер часов измеряется в миллиметрах, все детали в масштабе один к одному будут просто не видны, если не прилагать к часам лупу". Так что к масштабу тоже пришлось привыкнуть.

К масштабу вы привыкли, а что из истории Рима и Bulgari вы берете за основу дизайна часов?

Bulgari связан с архитектурой, и основа всего — чистые линии и идеальные пропорции, такие же как у памятников Рима. Я работаю с архивами Bulgari, изучая эти идеальные пропорции. Когда мы разрабатывали Lucea — женскую коллекцию часов, впервые представленную в прошлом году,— наша задача была создать базовую женскую коллекцию в узнаваемом стиле Bulgari. Нам нужен был узнаваемый браслет. И мы придумали трапециевидные звенья, пересекающиеся с рисунком браслета "тубогас" знаменитых часов Serpenti. А уже после Lucea я решил, что Serpenti нужно обновить, что в коллекцию нужно добавить версию не с гибким, наматывающимся на запястье как спираль, а с закрывающимся браслетом — так, чтобы змея кусала себя за хвост, что уже встречалось в украшениях Bulgari. Кстати, браслет новых Serpenti мы производим в Италии, а голову с часами — в Швейцарии. Такой подход у нас к большинству ювелирных часов, ну а классические часы, такие как Lucea, мы полностью производим в Швейцарии.

Первые Serpenti с закрывающимся браслетом вы представили на прошлогодней Биеннале антикваров вместе с ювелирной коллекцией. Как строится работа над теми проектами, в которых часовой и ювелирный департаменты представляют некую единую коллекцию?

Ювелирные часы очень часто, если не всегда, продолжают темы и мотивы украшений из разных коллекций. Идеи могут быть как нашими, так и исходить от ювелирного отдела. Например, у часов Diva, за которые мы получили приз в номинации "Лучшие ювелирные часы" на женевском Grand Prix d'Horlogerie в прошлом году, была такая история. Я увидел в ювелирной коллекции Diva этот оригинальный мотив из напоминающих веер элементов и решил, что было бы здорово сделать часы с маленьким циферблатом, вокруг которого эти элементы будут расположены на манер лепестков. Корпус мы реализовали в Швейцарии, а вся остальная работа, ювелирная, была уже сделана в Риме.

В год 40-летия Bulgari Roma вы представили новую версию этих часов. Как вы перерабатывали их дизайн?

Первые часы Bulgari Roma были электронными, тогда это был подарок клиентам компании, мужьям постоянных клиенток. Джанни Булгари придумал часы с очень тонким ободком корпуса и тонкими ушками. Создавая юбилейную модель, я не хотел их копировать. Мы решили взять совершенную форму Bulgari Roma за основу, но пересказать эту историю на языке современного дизайна. Механизм Finissimo позволил сделать часы более тонкими и изящными.

В 1975-м у Bulgari еще не было часового производства, кто создавал первые Bulgari Roma?

Точно не знаю, но полагаю, что корпуса сделали в Bulgari, потому что, когда смотришь на исторические часы, видишь, что корпус имеет некие огрехи, видимо, он был создан с применением ювелирных техник 1970-х, которыми пользовалось римское ателье. Механизмы они, разумеется, купили.

Почему Bulgari Roma, созданные как подарок, имели такой успех, что были впоследствии коммерциализованы как Bulgari Bulgari?

Полагаю, что в этом часть заслуги швейцарской часовой промышленности. Это было время безумных идей, и швейцарские компании представляли часы треугольной формы или какого-нибудь безумного многогранника, а тут Bulgari представляют золотые круглые часы! Причем в 1975-м создается и электронная, и механическая модели. Это было стопроцентное попадание, тем более Bulgari тогда был символом Dolce Vita.

Как изменилась работа с приходом нового генерального директора Жан-Кристофа Бабена?

В лучшую сторону! Доля часового направления растет, у Бабена громадный опыт и потрясающие идеи, нам повезло.

Беседовала Анна Минакова

Вся лента