«В этом деле мелочей быть не может»

Новосибирский девелопер директор ООО «Новосибирская инвестиционно-строительная компания „Метаприбор“» Владимир Мартыненков о строительстве загородного дома.

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

Вопрос строительства моего загородного дома — это вопрос естественной эволюции сознания в моей семье. Мысль о нем зародилась около 15 лет назад. И первоначально это была идея какого-нибудь плавучего дома — большой катер или корабль не для постоянного проживания. Однако постепенно, в ходе обсуждения идеи в семье, я пришел к выводу, что нужен стационарный дом у воды и в лесу. Один из моих партнеров собрался строить некий загородный клуб на несколько человек. Меня привлек подход к проекту: сосновый лес должен быть максимально сохранен. Под строительство был выбран бывший пионерский лагерь на берегу Бердского залива, за Новым поселком, площадью чуть больше 16 га с полностью разрушенными объектами. Каждому из членов клуба досталось примерно по 1 га. Участок стал общедолевой собственностью, и лишь земля под домовладениями переходила в личную собственность.

Саму идею дома я привез из Австралии. В 2008 году в Сиднее проходила конференция по реконструкции частного сектора прибрежной части океана, и местный архитектор Томас Ривард подсказал мне концепцию нашего жилища. Он показал свой проект дома для семьи из четырех-пяти человек. Суть его в том, что вся семья должна жить вместе, но так, чтобы никто друг другу не мешал: у каждого своя комната, есть кабинет, общее жилое пространство — веранда, столовая, несколько вспомогательных помещений. При этом проект создается не от заданной площади дома, а исходя из потребностей семьи и ожидаемого уровня комфорта. Учитываются также поведенческая модель внутри семьи и культурные традиции.

Один из вариантов такого дома в стиле техно, представляющий собой некие придуманные формы, я также подглядел в Сиднее, в одной из архитектурных книг, которую я там купил. Дизайнера нашла жена, а архитектора я. Надо сказать, что хороший архитектор под такую задачу — большая проблема, их просто очень мало, потому что качественное и комфортное малоэтажное строительство у нас на начальном этапе развития.

В итоге родилась некая комбинированная, прагматичная форма двухэтажного дома общей площадью чуть более 320 кв. м, из которой примерно 70% — жилая. Первый этаж выполнен в кирпиче с облицовкой плиткой из алтайского зеленого сланца, второй — деревянный из клееного бруса, плюс овальная невысокая крыша на гнутых деревянных балках. Со стороны фасада — огромный, в два этажа, витраж, к столовой примыкает полукруглый эркер. В общем, получилось так, как и задумывали: где-то много дневного света и солнца, где-то, наоборот, больше затененности, где-то вид на лес, где-то — на Бердский залив.

На первом этаже мы отказались от стандартных батарей, встроили в стены и пол регулируемую систему водяного отопления, которая работает от индивидуальной газовой котельной на 60 кВт. Это позволило постоянно поддерживать комфортную температуру по всему внутреннему объему дома — примерно 20–22 градуса, даже возле окон и витража. На аварийные случаи, связанные, допустим, с перебоями подачи газа, предусмотрен резерв — электрический котел на 25 кВт.

Для загородного дома, расположенного в лесу, мне кажется важным использование природных материалов. Поэтому в нашем доме полы деревянные, изготовлены из лиственницы, деревянные евроокна из сосны, лестницы, облицовка и все остальные деревяшки изготовлены на собственном заводе с немецким оборудованием. Я заметил, что вся эта естественность благотворно влияет на организм, например в своем загородном доме я меньше сплю, но лучше высыпаюсь.

Естественно, на участке есть гараж на две машины, зоны для прогулок и активного отдыха взрослых и детей и даже детская гоночная трасса, по которой младший сын гоняет на педальном болиде.

Таким образом, задача, которую мы ставили перед собой, была выполнена. Построен относительно небольшой, комфортный дом. Жить в нем можно круглый год. Не без мелких огрехов, но в целом все получилось удачно. Мы позволили себе некоторые изыски, как, например, тот же эркер или камин из алтайского зеленого сланца, поэтому дом у нас, конечно, не дешевый — примерно 120 тыс. руб. за 1 кв. м.

К сожалению, я не видел ни одного загородного жилого дома, где было бы все учтено. Мой личный опыт человека и профессионального строителя показывает, что любой такой дом надо проектировать, исходя из особенностей, обычаев, привычек конкретной семьи. И очень важно уже на этапе зарождения идеи о своем загородном жилье максимально все продумать. Осмыслению подлежит все, в этом деле мелочей быть не может: отдыхать в таком доме намного интересней, чем постоянно его ремонтировать и переделывать, продолжая тратить на это деньги и время. Наконец, от того, как тщательно все продумано в самом начале, будет зависеть уровень дальнейших эксплуатационных расходов, включая уборку территории от снега. Если избегать излишеств, то такой дом обойдется его владельцам относительно недорого.

Вся лента