Непросто о простом

Татьяна Розенштайн — о главных премьерах и событиях Канна-2015

13 мая на Лазурном берегу Франции открывается Международный Каннский кинофестиваль. Особенности нынешней программы — много "женского кино"

Татьяна Розенштайн

Новый президент фестиваля Пьер Лескюр и исполнительный директор Тьерри Фремо объявили программу Канна задолго до его начала. По словам Фремо, при отборе в этом году организаторы стремились "открыть в мировом кинематографе новые имена". Хотя на первый взгляд в основном конкурсе один дебютант, венгр Ласло Немеш, переехавший сначала в Париж, а затем в Нью-Йорк, бывший ассистент выдающегося мастера авторского кино Белы Тарра. В своем первом полнометражном фильме "Сын Саула" Немеш обращается к истории Второй мировой войны. Действие происходит в Аушвице, главный герой — военнопленный, работающий в зондеркоманде крематория. Однако кроме формальных дебютов на фестивале в этом году есть и ряд неформальных.

В нынешней программе — это отметили все — как никогда много работ женщин-режиссеров. Француженка итальянского происхождения Валери Донзелли, чей фильм "Я объявляю войну" однажды стал французским кандидатом на премию "Оскар", представит новую ленту. "Маргерит и Жюльен" — история кровосмесительной страсти между двумя молодыми людьми, шокировавшая в свое время французское общество. Донзелли взялась за сценарий, который в начале 1970-х не смог реализовать Франсуа Трюффо. Работа ее коллеги, уже однажды получившей приз Каннского жюри за фильм "Polisse", француженки Майвенн Ле Беско "Мой король" также посвящена драматической любви семейной пары. Главные роли в картине исполнили Венсан Кассель, Луи Гаррель и Эмманюэль Берко. Последняя выступила на этот раз и в роли режиссера: ее фильм "С высоко поднятой головой" станет фильмом-открытием Канна, вне конкурса. Это событие заслуживает особого внимания — за всю 68-летнюю историю Канна фестиваль второй раз открывается фильмом женщины-режиссера (первый раз это произошло в 1987 году). Картина Берко — это история неблагополучного подростка, которому пытаются помочь педагог и инспектор по делам несовершеннолетних — каждый по-своему. Одного из педагогов сыграет Бенуа Мажимель, а в роли судьи снялась Катрин Денев.

Фильмы коллег, режиссеров-мужчин, по странному стечению обстоятельств также посвящены "женским темам". Фильм калифорнийца Тодда Хейнса "Кэрол" — о юной работнице нью-йоркского универмага (Руни Мара), которая влюбляется в покупательницу (Кейт Бланшетт) и начинает преследовать объект своей страсти. Действие происходит в Нью-Йорке в ностальгические 1950-е годы. Дальний родственник Ларса фон Триера и протеже братьев Вайнштейн — Йоаким Триер — представит свой фильм "Громче, чем бомбы". Вопреки названию, это камерная психологическая драма: женщина, известный военный фотограф (Изабель Юппер), всю жизнь хранила некую тайну, с которой после ее смерти вынуждены разбираться сын и муж (Джесси Айзенберг и Гейбриел Бирн).

Женскую тему подхватили и участники из Азии. Лидер тайваньской "новой волны" Хоу Сяосянь в "Убийце" представил историю времен династии Тан — о женщине, которая должна убить любимого человека. У Цзя Чжанкэ, который уже во второй раз участвует в Каннском конкурсе ("Горы могут отступать"), история несчастной любви начинается в 1990-е в Китае, а заканчивается в Австралии. Японец Хирокадзу Корээда в фильме "Наша младшая сестра" поведает историю четырех женщин, трех родных сестер и одной сводной, которые переживают смерть отца в маленьком городке Камакура под Токио. Его предыдущий фильм, "Сын в отца", удостоился два года назад премии жюри в Каннском конкурсе.

Другая интересная особенность нынешнего фестиваля — преобладание французских и итальянских картин. В одном только основном конкурсе — четыре картины из Франции и три — из Италии.

Из французов кроме уже упомянутых Майвенн и Донзелли в конкурсе участвуют также Жак Одьяр и Стефан Бризе. Создатель "Пророка" и "Ржавчины и кости", Одьяр в своем новом фильме "Dheepan" расскажет про борца тамильской террористической организации, который бежит из Шри-Ланки во Францию, где устраивается работать сторожем в пригороде Парижа. Судьба героя Бризе в "Простом человеке" в чем-то похожа и так же незавидна. Мужчина за 50, он после долгих месяцев безработицы устраивается сторожем в супермаркет. "Простого человека" сыграет отпрыск "автомобильной семьи" "Ситроен" и бывший любовник принцессы Монако Каролины Венсан Линдон. Вместе с ним в картине снимались актеры-любители, а также сотрудники супермаркета.

Работы Паоло Соррентино и Нанни Моретти посвящены поискам гармонии представителей творческих профессий. У Моретти в "Моей матери" женщина-режиссер разрывается между съемками фильма и семейными дрязгами. У оскароносного создателя "Великой красоты" Соррентино в "Молодости" двое престарелых творцов, режиссер и композитор, во время отдыха в Альпах решают создать свой последний шедевр. И только у Маттео Гарроне в "Сказке сказок" по мотивам произведений фольклориста Джамбаттисты Базиле, несмотря на волшебное происхождение, повествование поэксцентричнее, вплоть до поедания сердец великанов. В фильме снимались Сальма Хайек и Венсан Кассель.

Интересный по сюжету фильм у грека Йоргоса Лантимоса "Лобстер" с Рейчел Вайс, Колином Фарреллом и Леа Сейду. Героям фильма — одиноким людям — дается всего лишь 45 дней на то, чтобы найти себе спутников жизни. Тех несчастных, которые с задачей в срок не справляются, превратят в животных и отправят в лес. Однако не бывает правил без исключений — кое-кому удастся спастись. Одной из самых ожидаемых на конкурсе станет картина "Море деревьев" классика американского артхауса Гаса Ван Сента. Она посвящена загадочному и реально существующему в Японии "лесу самоубийств", который находится в местечке Аокигахара у подножия горы Фудзи. Начиная с 1970 года и до сегодняшнего дня местные жители приезжают туда, чтобы свести счеты с жизнью. Главным героем картины Ван Сента станет американский солдат, сыгранный Мэттью Макконахи, который встретит в этом лесу заблудившегося в лесных зарослях японца (Кэн Ватанабэ). В роли супруги солдата — Наоми Уоттс.

Любителей литературной классики может заинтересовать экранизация шекспировского "Макбета" работы Джастина Курзеля. В роли Макбета — Майкл Фассбендер, леди Макбет — Марион Котийяр. Вне конкурса покажут мультфильм Марка Осборна "Маленький принц" — на тему одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Здесь же оказался — по настоятельной просьбе самого режиссера — "Иррациональный мужчина" Вуди Аллена. Тема картины вполне ожидаема для стареющего нью-йоркского "невротика" — университетский профессор средних лет (Хоакин Феникс) влюбляется в свою студентку (Эмми Стоун). Праздником для любителей блокбастеров станет презентация четвертой части картины "Безумный Макс: Дорога ярости" австралийца Джорджа Миллера, в которой Мела Гибсона заменит Том Харди. Кроме него в кадре Шарлиз Терон, Николас Холт и Зои Кравиц. Специального показа удостоится режиссерский дебют Натали Портман — "Повесть о любви и тьме" на тему одноименного произведения Амоса Оза.

Российское кино будет представлено в конкурсе программы "Синефондасьон" короткометражными экспериментальными лентами молодых режиссеров — выпускников киношкол. В этом году на конкурс прислали 1600 картин, из которых было отобрано всего 18. Среди них работы россиян Марии Гуськовой "Возвращение Эркина" и Максима Шавкина "14 шагов". Для продвижения отечественного кинематографа на Каннском кинорынке вновь откроется российский павильон.

Смотреть и судить этот в основном европейский артхаусный конкурс доведется в нынешнем году международному жюри во главе с американцами братьями Джоэлом и Итаном Коэнами. Строгий интеллектуальный анализ, родом из совершенно другой культуры, вовсе не помешает нынешнему пестрому каннскому набору.

Вся лента