Пенсионерам подгонят вагоны

НПФ "Благосостояние ОПС" может стать инвестором ОВК

"Ъ" стали известны подробности IPO Объединенной вагонной компании (ОВК) группы ИСТ Александра Несиса, о котором планируется объявить на этой неделе. У ОВК уже есть договоренности с потенциальными инвесторами, по крайней мере одним из них может быть НПФ "Благосостояние ОПС" Бориса Минца, партнер группы по проектам в коммерческой недвижимости.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

О том, что ОВК нашла потенциальных инвесторов для предстоящего IPO, "Ъ" рассказали четыре источника на рынке. Один из них утверждает, что речь идет о "дружественных структурах", по словам двух других, это НПФ "Благосостояние ОПС", который O1 Group Бориса Минца приобрела в декабре 2014 года у подконтрольного ОАО РЖД НПФ "Благосостояние". Фонд работает с пенсионными накоплениями 1,8 млн граждан и занимает четвертое место по активам среди НПФ, общий объем средств в управлении превышает 116 млрд руб. В ОВК отказались комментировать эту тему, представители НПФ "Благосостояние ОПС" и Борис Минц на запрос "Ъ" не ответили. Источник, близкий к размещению, подтвердил, что фонд может приобрести акции ОВК.

Косвенно Бориса Минца с IPO связывает и его организатор — брокерский дом "Открытие", совладельцем которого (через ОАО "Открытие холдинг") до 2013 года был бизнесмен. Сейчас 9,8% финансового холдинга принадлежит группе ИСТ, причем последняя взяла на себя обязательства господина Минца по залогу в ВТБ акций дочерней "Открытию" Rusenergo Fund Ltd. Кроме того, в апреле 2014 года группа ИСТ приобрела у Бориса Минца 26% акций одного из крупнейших собственников офисной недвижимости класса А в Москве — O1 Properties.

Согласно проспекту, ОВК собирается разместить на Московской бирже 5,5% акций допэмиссии (см. "Ъ" от 9 апреля). По данным "Ъ", об IPO компания объявит 15-16 апреля и объем составит 12-15%. Один из источников "Ъ" подчеркивает, что размещать меньше 25% "не имеет смысла, если нет четкого понимания, кто может приобрести бумаги". Собеседники "Ъ" объясняют, что IPO — "крайняя мера", на которую ОВК пришлось пойти из-за сложностей с привлечением средств. Один из источников "Ъ" добавляет, что НПФ мог просто приобрести долю в ОВК, если бы не законодательные ограничения. Глава УК "Капиталъ" Вадим Сосков поясняет, что любой НПФ может вкладывать средства лишь в те бумаги компании, которые включены в котировальный список высшего уровня, то есть IPO необходимо.

ОВК подготовилось к размещению в довольно сжатые сроки, при этом многие детали в проспекте опущены: нет подробных требований к инвесторам, отсутствует информация о проведении road show, а на сбор заявок дано всего пять дней. Артем Кислюк из RMG говорит, что срок проведения road show и сбора заявок определяется самой компанией, выходящей на IPO. Чем известнее бренд, тем меньше потребуется времени для привлечения инвесторов, но, как правило, при первичном размещении road show может длиться несколько недель, а сбор заявок обычно проходит по ходу самого road show, добавляет аналитик.

В самой ОВК при этом утверждают, что у компании нет проблем с финансированием и даже не все кредитные линии выбраны (их размер в ОВК не раскрывают). Структуры ОВК (в состав холдинга входит Тихвинский вагоностроительный завод, лизинговая компания Rail1520, железнодорожный оператор "Восток1520" и сервисные депо) привлекали кредиты Сбербанка (25 млрд руб.), Газпромбанка (5 млрд руб.), ВЭБа и ЕАБРа (в 2013 году задолженность составляла 19,3 млрд руб.). Ни в одном из банков на запрос "Ъ" не ответили. По мнению собеседника "Ъ", схема с участием НПФ IPO может быть привлекательна тем, что в случае ухудшения ситуации в вагоностроении государство не допустит банкротства предприятия, куда вложены пенсионные деньги.

Юлия Галлямова, Любовь Царева

Вся лента