Смертницу возили под надзором ФСБ

Прошли прения по делу об убийстве шейха Саида-афанди Чиркейского

Как стало известно "Ъ", в Верховном суде Дагестана прошли прения сторон по одному из самых резонансных уголовных дел последних лет — теракте, исполненном русской смертницей, принявшей ислам, в результате которого погиб влиятельнейший религиозный деятель шейх Саид-афанди Чиркейский. Для трех участников подготовки теракта гособвинение запросило пожизненные сроки. Защитники обвиняемых, в свою очередь, утверждают, что признательные показания у них выбили.

Фото: РИА НОВОСТИ

Судебное разбирательство по делу о теракте в доме Саида Ацаева (самого влиятельного дагестанского шейха, известного под именем Саид-афанди Чиркейский) началось в сентябре прошлого года. Перед судом предстали трое организаторов и исполнителей преступления. Четвертому подсудимому, как и одному из обвиняемых в теракте, инкриминировалось участие в похищении человека.

По версии СКР, Шихмирза Лабазанов, Магомедали Амирханов, Магомед Гаджиев и Ахмед Исрапилов входили в группировку бывшего кадия (шариатского судьи) Магомеда Сулейманова из селения Гимры Унцукульского района республики. Для финансирования своей деятельности, пришли к выводу следователи, участники банды рэкетировали предпринимателей и захватывали заложников как в самом Дагестане, так и в других регионах.

Так, 22 июля 2010 года в поселке Шамилькала Унцукульского района Дагестана Шихмирза Лабазанов, Ахмед Исрапилов и их подельники похитили главного инженера ОАО "Сулакский гидроэнергетический каскад" Владимира Редькина и потребовали выкуп. Пленник был освобожден спустя два месяца (за его освобождение "не установленные следствием лица" заплатили 15 млн руб.). В январе 2012 года у деревни Николо-Хованское Ленинского района Московской области члены банды захватили в заложники бизнесмена Юрия Сурлевича, рассчитывая получить за его освобождение 500 млн руб. Однако пленник, воспользовавшись невнимательностью охраны, освободился сам, ранив при этом двух участников группировки Шамиля и Махулава Сидикбековых (впоследствии они были осуждены Мособлсудом на 16 и 13 лет заключения) из их же автомата.

Самое же громкое преступление обвиняемые совершили 28 августа 2012 года. Магомед Гаджиев, Шихмирза Лабазанов и Магомедали Амирханов приняли участие в подготовке смертницы Аминат Сапрыкиной (Курбановой) — русской, принявшей ислам. Они обеспечили ей тайное проживание (в доме Гаджиева) и передвижение перед совершением теракта, затем Магомедали Амирханов и Магомед Гаджиев на своей машине отвезли Аминат Сапрыкину в село Комсомольское Кизилюртовского района. Оттуда она сама на такси выехала в селение Чиркей и под видом паломницы прошла в дом шейха, где совершила самоподрыв, в результате которого погибли шейх и еще шесть человек.

В ходе прений сторон гособвинитель Михаил Резниченко попросил приговорить трех участников подготовки теракта в доме шейха — Шихмирзу Лабазанова, Магомедали Амирханова и Магомеда Гаджиева — к пожизненному заключению. Подсудимый Ахмед Исрапилов, принявший участие в похищении Владимира Редькина, по мнению гособвинителя, должен быть приговорен к 15 годам строгого режима.

Адвокат Ринат Гамидов попросил суд оправдать Шихмирзу Лабазанова по ст. 205 (терроризм) УК РФ. Единственным доказательством вины его подзащитного в деле, по словам адвоката, был телефон смертницы, найденный на месте теракта, а также представленная сотрудниками ФСБ расшифровка ее SMS-переписки с обвиняемым Лабазановым. Других доказательств, подтверждающих, что подсудимый знал об истинных намерениях смертницы, нет. "Но если это единственное доказательство, то оно должно быть безупречным",— заявил адвокат. Однако сам телефон оказался каким-то образом утерянным органами следствия. А представленная сотрудниками ФСБ информация, убежден адвокат, является "неправдивой, в действительности никакой SMS-переписки не было". Кроме того, господин Гамидов обратил внимание суда на постановление Верховного суда Дагестана от 20 августа 2012 года о разрешении на проведение оперативно-разыскных мероприятий в отношении Шихмирзы Лабазанова. "То есть как минимум за несколько недель до теракта Лабазанов попал в поле зрения сотрудников ФСБ, и ими же уже была установлена его причастность к преступлениям террористической направленности. Его телефоны прослушивались. И в то же время он свободно развозит смертниц",— сказал адвокат. По словам защитника, подсудимый Лабазанов может быть признан виновным лишь в участии в банде Магомеда Сулейманова, похищении Юрия Сурлевича, вымогательстве и ношении оружия.

Адвокаты остальных обвиняемых попросили суд признать их невиновными — по их мнению, признательные показания подсудимых были получены у них с нарушением норм Уголовно-процессуального кодекса. Оглашение приговора по делу ожидается 21 апреля.

Юлия Рыбина, Махачкала

Вся лента