С точки зрения жести

История хип-хопа в России, рассказанная Бастой

23 апреля в "Олимпийском" состоится сольный концерт Басты (сценический псевдоним Василия Вакуленко). Это будет первый сольный концерт рэп-артиста в истории главной московской площадки. Борис Барабанов попросил Василия Вакуленко перечислить события, альбомы и концерты из истории отечественного хип-хопа, которые можно назвать не менее историческими

1992
песня Мистера Малого «Буду пагибать маладым»

Точкой отсчета в истории русского хип-хопа стало появление Богдана Титомира и Мистера Малого — в особенности Мистера Малого. Рэп начал себя проявлять на русском языке. Мне было 12 лет. Я в этот период слушал тяжелый рок вроде Black Sabbath, который мне ставил отец, альтернативу — Rage Against The Machine, H-Blockx, Clawfinger. И тут появилась какая-то новая странная музыка. Много лет спустя я использовал в альбоме своего проекта N1NT3NDO сэмпл из песни Мистера Малого "Буду пагибать молодым".

1993
альбом группы Onyx “Bacdafucup”

Многие говорят, что самое большое влияние на русский рэп оказала группа Wu-Tang Clan, но я думаю, что важнее были Onyx. Эта музыка захлестнула всю страну. Она была принята русскими людьми на 100%. На всех стенах был нарисован их логотип — круг с косыми глазами. Их музыка была доступнее для понимания, чем Wu-Tang Clan, это была забойная мощь, которая все перевернула. Сейчас Onyx — это просто сумасшедшие старики. Хотя когда я увидел их живьем впервые, это был шок. Ну а потом мы как-то сидели в Ростове с Фредро Старром, и он стал рассказывать, что Пафф Дэдди — "двухстволка", Канье Уэст — "чистый гей", а Фифти Сент бегал им за травой. Смешно. Такая стариковская волынка. Onyx давно не в игре в США, сбитые и умершие от голода летчики.

Фото: Getty Images / Fotobank

1995
песня Кулио “Gangsta's Paradise”

В России эта песня играла везде, причем еще не все понимали даже, что такое gangsta, не знали оригинала Стиви Уандера. Говорили, что песню Кулио украл, причем именно целиком, всю концепцию, а не только припев Стиви Уандера. С Кулио я тоже знаком. Он приходил к нам на студию. Сейчас он тоже отошел от дел.

1997
сингл Уоррена Джи и Сиссел Киркьебо “Prince Igor”

Это тоже абсолютный радиоформат, народная песня, да еще с фрагментом из "Князя Игоря" Бородина. Как и многих подростков, меня формировало то, что было в общем доступе, что звучало из каждого утюга. Вот сборник "The Rapsody Overture", на котором рэп мешали с классикой, был тогда у всех. Для русского уха очень важна мелодичность. И я честно могу сказать, что песню "Моя игра" я написал под непосредственным влиянием трека "Prince Igor".

1999
альбом Михея «Сука-любовь»

Михей — это подарок свыше нам всем. Это музыка из параллельного пространства. Человек из Донецка, опередивший время на несколько лет. 5Nizza, "Бумбокс", группы, поющие в таком или подобном ключе,— все это было позже.

Фото: PhotoXpress

2000
песня Лигалайза и группы «Легальный Бизне$$» «Пачка сигарет»

Песня Лигалайза с использованием сэмпла из группы "Кино" для массовой популярности рэпа была даже более поворотной вещью, чем первый альбом "Касты". "Каста" была важна для людей, находившихся внутри рэп-сообщества, а появление всенародно любимого припева в рэп-контексте — это было гениально, конечно.

Фото: Валерий Мельников, Коммерсантъ

2002
фильм Егора Кончаловского «Антикиллер»

"Антикиллер" я называю рэп-фильмом. Ростов, "Каста" — все сошлось гениально.

 

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

2003
музыка Сергея Шнурова к фильму Петра Буслова «Бумер»

Может быть, вы удивитесь, но группа "Ленинград", с моей точки зрения, очень важна для истории русского хип-хопа. Цельный посыл неформатной, популярной, запрещенной, но нужной всем музыки. Я уверен, что 90% рэперов, пишущих о жести, смотрящих на мир под каким-то нестандартным углом, испытывают влияние группы "Ленинград". Суть та же, что у хип-хопа: делать то, что идет вразрез с мнением злых редакторов и программных директоров. В саундтреке "Бумера" слышно, что Шнур еще и отлично читает. Но разбирать на составные части, на читку, пение, гитары, не хочется. "Ленинград" хорош как целое.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

2004
альбом группы «Кровосток» «Река крови»

Гениальный альбом, его слушали бандиты, его слушали менеджеры, слово "жесть" — это оттуда. Художники, люди совершенно не из рэп-среды, подошли к делу иронично, просто взяли эти краски. "Река крови" получила распространение благодаря сарафанному радио. Впервые стало ясно, что интернет может распространить неформатную музыку, которую нельзя представить себе ни на одном радио. У такой музыки появился шанс. Опыт "Кровостока" в итоге помог мне понять, как продвигать мой собственный проект "Ноггано".

2005
участие Noize MC в уличном фестивале «Сникерс Урбания»

Это был большой праздник для нас — появление молодого фристайлера такого уровня. Выигрывая рэп-баттлы, он удивлял всех. На Западе, чтобы стать рэпером хорошего уровня, фристайлить на улице просто необходимо. У нас эта культура развивалась по-другому. И вот появился Иван Алексеев, Noize MC. Я не фанат его песенного творчества. Но то, что он делал как поэт-импровизатор, переоценить невозможно.

2007
альбом группы Centr «Качели»

Первый концерт группы Centr был огромным событием. В них была необъяснимая магия. Три понятных и вместе с тем спорных и интересных типа. Я к тому времени уже собирал 500-700 человек. И вот их концерт: пришли все, кто имел отношение к этой культуре,— и просто не поместились в зал, многие остались на улице. После их альбома рэп начали слушать все. Это была революция.

2008
альбом Ноггано «Первый»

Этот персонаж привел к хип-хопу людей, которые хип-хоп вообще не слушали. Я сам удивился, когда обнаружил, что это сработало. Баста — это была долгая, кропотливая, порой неблагодарная работа. А Ноггано я делал, ничего не продумывая, не рассчитывая на взрыв, только для тех, кто интересовался хип-хопом. И вдруг этот диск оказался везде.

2012
лейбл Тимура Юнусова (Тимати) Black Star заключает контракты с L'One и Егором Кридом, самыми популярными на данный момент российскими хип-хоп-исполнителями

У меня спокойное отношение к музыке Тимати. Мы разные, о вкусах не спорят. Но у его лейбла в России, пожалуй, самый западный подход к музыке. У Тимати профессиональная коммерческая структура, которая работает на результат. Он смог отмыться от образа смешного расписного юноши, который у него был во времена "Фабрики звезд", и создать свою империю.


Спорткомплекс "Олимпийский", 23 апреля, 20.00

Вся лента