"Рынок подержанных автомобилей становится рынком продавцов"

Эксперты о ценах на вторичном рынке

Цены на подержанные автомобили в России выросли за год на 28%, сообщает агентство "Автостат". В марте текущего года стоимость машины с пробегом в стране составила в среднем 740 тыс. руб. Руководитель агентства маркетинговых исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Цены на подержанные автомобили в России выросли за год на 28%, сообщает агентство "Автостат". В марте текущего года стоимость машины с пробегом в стране составила в среднем 740 тыс. руб. Руководитель агентства маркетинговых исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.

В частности, трехлетний Ford Focus к марту подорожал на 25%, с 480 тыс. до 612 тыс. руб. Средняя цена трехлетней Toyota Camry увеличилась уже на 40%, с 870 тыс. до 1,2 млн руб. Самый резкий скачок цен наблюдался в декабре, он составил 13%. С января по март темпы немного замедлились. В будущем, по данным аналитиков, возможно, что подержанные автомобили начнут дешеветь.

— Есть еще причины подорожания, кроме девальвации рубля?

— Здесь есть несколько причин, которые привели к изменению цен на подержанные автомобили. Во-первых, это снижение текущего предложения. По ряду автомобильных марок текущее предложение по автомобилям, которое представлено на разнообразных сайтах, таких как Avito или Auto.ru, в три раза меньше, чем это было, например, в сентябре 2014 года. Поэтому если раньше покупатель автомобиля, выбирая подержанный автомобиль, мог выбрать из нескольких альтернатив в рамках советующего производителя моделей, то сейчас рынок уже больше становится рынком продавцов.

На фоне снижения доходов людей, продавцы подержанных автомобилей не готовы давать такие скидки, какие они давали раньше, чтобы быстрее избавиться от своего подержанного автомобиля. Они готовы ждать, чтобы получить больше денег за свой автомобиль.

Также нужно отметить определенное увеличение роста спроса на подержанные автомобили. Во-первых, такие покупки более рациональные, а в контексте экономической ситуации модели потребительского поведения становятся более рациональными в различных категориях, не только в автомобилях. Кроме того, конечно, высокие процентные ставки делают покупку новых автомобилей, с одной стороны, менее доступной, с другой стороны, банки менее охотно сейчас выдают кредиты, в том числе для покупки автомобиля, что также влияет на рынок новых автомобилей.

Вообще, конечно же, рынок подержанных автомобилей является более консервативным, несмотря ни на какие рыночные ситуации, чем рынок новых автомобилей, он медленнее меняется. Сейчас мы видим, что он в некоторой степени пытается повторять эту динамику изменения цен на новые автомобили, но он делает это медленнее и не на такие процентные величины, что мы видим на рынке новых автомобилей.

— Будут ли дешеветь подержанные машины? От чего это вообще будет зависеть?

— Это как раз и будет зависеть в значительной степени от ситуации в экономике, от цен на новые автомобили и от предложения. То есть в том случае, если экономика начнет восстанавливаться, конечно, начнет восстанавливаться, зависит от того, в какой временной интервал тренд изменится на положительный. Соответственно, кредиты будут становиться более доступными, будет больше потребительского оптимизма, будет больше спроса на новые автомобили, меньше интерес к подержанным автомобилям, цены на них начнут снижаться.

Сейчас есть еще такая история: люди начинают откладывать. То есть был определенный бум продаж в конце прошлого года, сформировался определенный отложенный спрос, и те люди, кто не совершили покупки автомобилей в ноябре, декабре прошлого года, в начале января текущего года, наверное, решили приобрести автомобили в конце этого года либо через более поздний период. В том случае, если продавцы автомобилей все-таки увидят, что их автомобили не покупают, они будут вынуждены скорректировать свои ценовые предложения.

Вся лента