Бенито ля комедия

1939 Alfa Romeo 6C 2500 Sport Berlinetta

Колонна автомобилей медленно продвигалась по утопающей в зелени пальм и магнолий дороге через маленькие города и селения северной Италии со средневековой застройкой — ее путь лежал к деревушке Донго на берегу озера Комо. Так весной 1945 года из страны пытался бежать ее бывший премьер-министр Бенито Муссолини. Спустя 70 лет одна из тех машин будет выставлена на аукционе RM Auctions в Париже.

Создатель легковых автомобилей Alfa Romeo Витторио Яно был для Муссолини придворным конструктором, воплощавшим в жизнь амбициозные политические проекты диктатора. Их звезды взошли почти одновременно. В 1922 году, когда король Виктор Эммануил III назначил председателем Совета министров Италии молодого Бенито Муссолини, мало кому известный инженер Витторио Яно трудился у чертежной доски в конструкторском бюро концерна Fiat. Разработанная при его участии модель Fiat 804 Corsa на Гран-При Франции и Гран-При Италии оставила позади себя даже Bugatti, а с самим Витторио Яно свел знакомство не кто-нибудь, а Энцо Феррари, тогда еще гонщик заводской команды Alfa Romeo. Победы в автоспорте требовались Alfa Romeo как воздух, поэтому Витторио Яно деликатно предложили переехать из Турина в Милан, а лучшей мотивацией для него оказалось двукратное увеличение жалования по сравнению с фиатовским.

Пьедестал

Основной задачей Витторио Яно на фирме Alfa Romeo являлось проектирование спортивных автомобилей для гонок Гран-При. Италия начала оживать после хаоса Первой Мировой: строились автострады, вновь стали популярными гонки, и победы в них были лучшей рекламой для фирм-производителей, стремившихся выпускать самые совершенные автомобили.

Созданные Яно модели приносили фирме Alfa Romeo победы одну за другой: Гран-При, Mille Miglia, 24 часа Le Mans, кубок Милан — Сан-Ремо, гонки в Альпах, победы не только в Италии, но и во Франции, Германии, Великобритании. В 1925 году на автосалоне в Милане фирма показала модель 6С — она окажется самой долговечной в ее истории и будет выпускаться до 1953 года. Это была лучшая машина Италии: Alfa Romeo 6С стала и королевой гоночных трасс и фешенебельных кварталов: у состоятельных итальянцев редко стоял вопрос, какую машину покупать.

В те времена Alfa Romeo считалась гордостью Италии. Муссолини называл ее «национальной жемчужиной», а ее автомобили служили лидеру нации идеальным пьедесталом для позирования перед народом. Отличавшийся кипучей энергией и темпераментом премьер-министр любил и сам лично водить машину, естественно марки Alfa Romeo. Еще в 1927 году ему преподнесли модель 6С 1500, и теперь каждый год правительственный гараж получал новинки миланской фирмы.

Альфа для Ромео

В 1933 году дуче за рулем красного кабриолета Alfa Romeo 6С 1750 ехал по дороге из Остии в Рим и стал обгонять стоящую на обочине машину с ватиканскими номерами, в которой сидело шесть человек: семейство Петаччи в полном составе и молодой лейтенант авиации Риккардо Федеричи, считавшийся женихом 19-летней красавицы Кларетты. Увидев обгоняющего их Муссолини девушка высунулась из окна и, отчаянно жестикулируя, прокричала, приветствуя его: «Дуче! Дуче!» Дуче затормозил, вышел из машины, поприветствовал оцепеневшее от удивления семейство и завел ни к чему не обязывающую беседу, а под конец пригласил Кларетту на ужин в свою резиденцию — палаццо «Венеция».

У Муссолини было много женщин, но Кларетта оказалась самой сильной его любовью. Как и автомобили Alfa Romeo. Он даже спас эту фирму от неминуемого банкротства после экономического кризиса 1929 года, не обошедшего стороной и Alfa Romeo: созданный Муссолини Национальный институт возрождения промышленности национализировал предприятие, назначил нового управляющего и инвестировал в него значительные средства.

Страсть к Alfa Romeo довела Муссолини до того, что он стал выставлять собственные автомобили для участия в гонке Mille Miglia. Но победный марш Alfa Romeo на гоночных трассах Европы постепенно сходил на нет. Даже на Mille Miglia порой места на пьедестале почета приходилось делить не только с немцами, но и с французами.

Предвоенные годы были временем разочарований и для Alfa Romeo, и для Муссолини, требовавшего вернуть былые победы. В 1937 году фирму покинул Витторио Яно. Его уход объясняют двумя версиями. Первая: видя то, что Alfa Romeo все больше внимания уделяла военному производству, конструктор покинул компанию. А второй причиной называют недовольство «главного покровителя» спортивными неудачами Alfa Romeo.

Полковник Валерио

«Наследства» Витторио Яно хватило еще на 15 лет. Занимавшийся после него дорожными автомобилями Бруно Тревизиан внес лишь небольшие штрихи в модель, получившую обозначение 6С 2500. В 1939 году один из экземпляров этой модели с кузовом «берлинетта» работы ателье Touring Муссолини подарил Кларетте Петаччи.

Вторая Мировая война окончательно переориентировала заводы Alfa Romeo на военное производство: авиадвигатели, снаряды и другие боеприпасы. Но в цехах продолжали собирать и легковую модель 6С 2500. В октябре 1944 года бомбардировщики союзников превратили корпуса Alfa Romeo в руины, но даже в таких условиях сборка машин продолжалась.

В руину превратился и бывший покровитель фирмы, отправленный в отставку в 1943 году. В апреле 1945 года Муссолини, зная о предстоящей капитуляции немецких войск в Италии, принял решение бежать из страны. Утром 27 апреля вместе с Клареттой Петаччи он присоединился к колонне немецких грузовиков, направлявшейся на север. Колонна попала в партизанскую засаду. Марчелло представился партизанам испанским консулом, но это не помогло: и Муссолини, и Петаччи были опознаны и арестованы. На следующий день обоих отвезли к вилле Бельмонто, у ограды которой Муссолини решили расстрелять. Руководивший расстрелом коммунист «Полковник Валерио» предложил Кларетте отойти в сторону, но та вцепилась в рукав Муссолини и пыталась заслонить его от пуль. 29 апреля их тела подвесили вниз головой на бензоколонке на миланской площади Лоретто. В тот же день в Милане партизаны казнили за сотрудничество с нацистами и президента фирмы Alfa Romeo Уго Гоббато.

Знающий человек

А что же случилось с машиной «испанского консула»? Партизаны конфисковали ее, а в 1946 году она оказалась в руках офицера американской армии, который и увез ее домой в Нью-Йорк. В 1970 году «берлинетту» продали за $300 — тогда это была всего лишь рухлядь без запчастей, но купил машину знающий человек. Им оказался коллекционер Рон Кено, который не только отреставрировал раритетную Alfa Romeo, но и провел историческое расследование. Кено разыскал в Европе бывшего оберштурмбанфюрера СС Франца Шпеглера, приставленного Гитлером в сентябре 1943 года к «отставнику» Муссолини. Шпеглер выполнял функции шофера и телохранителя, поэтому машину опознал сразу. Удивительно, но в 1975 году в багажнике еще лежал немецкий инструмент, положенный туда Шпеглером 30 лет назад.

После Кено «берлинетта» сменила еще несколько владельцев-коллекционеров, прошла реставрацию и сейчас выставлена на торги. Цена уже сильно увеличилась — эстимейт лота №137 составляет €1 900 000 – 2 400 000.

1939 Alfa Romeo 6C 2500 Sport Berlinetta

Двигатель, тип R6

Мощность, л.с. 110

Рабочий объем, куб. см 2443

Трансмиссия 4МКП

Скорость, км/ч 170

Иван Баранцев, фото RM Auctions

Вся лента