Алтай обещает гостям «все настоящее»

Региональная туриндустрия возлагает большие надежды на предстоящий высокий сезон, рассчитывая за счет возросшего спроса на внутренний туризм укрепить свои позиции на рынке, нарастить поток клиентов и увеличить доходность. Алтайскому краю в преддверии летнего сезона удалось заручиться поддержкой федеральных туроператоров. Последние обещают обеспечить устойчивый приток отдыхающих
из европейской части страны, ориентированных на активные и познавательные туры. Для привлечения потенциальных туристов регион
даже сменил бренд, сделав ставку на «все настоящее».

В Алтайском крае активно продвигают туристический потенциал региона, привлекая к нему внимание федеральных туроператоров

Фото: Анна Зайкова, Коммерсантъ

Летний туристический сезон в Алтайском крае в этом году стартует 30 апреля и по традиции откроется праздником «Цветение маральника» в «Бирюзовой Катуни». Туристов, более 70% которых составляют жители близлежащих регионов Сибири, ждут 239 гостиниц, отелей и хостелов, 44 санатория, 178 сельских «зеленых» домов и 162 турбазы. В прошлом году в крае появилось 35 новых объектов размещения, и сегодня регион единовременно может принять 47,2 тыс. гостей.

Спрос растет

Участники регионального рынка рассчитывают, что подорожавший в 1,5-2 раза после девальвации рубля отдых за рубежом повысит привлекательность внутреннего туризма, и ждут увеличения числа отдыхающих за счет гостей из европейской части страны и из-за рубежа. Заметный прирост турпотока уже ощутили поставщики санаторно-курортных услуг.

По мнению генерального директора санатория «Родник Алтая» Андрея Петухова, изменения на рынке вызваны не только снижением турпотока за рубеж. «Устойчивый рост интереса к российским курортам мы наблюдаем уже на протяжении пяти лет. В прошлом году заполняемость нашего санатория была около 90%, поэтому мы бы и рады прирасти на 20%, но некуда. Сегодня меняются качественные показатели рынка. Сократилась глубина продаж, поскольку в условиях экономической нестабильности люди принимают решение о приобретении путевки в последний момент. Изменилась и структура отдыхающих: снижается доля корпоративных и социальных путевок, растет число частных отдыхающих. Мы прогнозируем в этом году 60%-ный прирост числа частных клиентов», — говорит господин Петухов.

В других санаториях Белокурихи рост числа гостей уже готовы подтвердить данными статистики. «По количеству отдыхающих мы в этом году приросли на 20% в январе и на 21% в феврале, — комментирует ситуацию заместитель гендиректора ЗАО „Курорт «Белокуриха“ Олег Акимов. — Возросла и выручка: на 25% и 38% соответственно по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что все больше людей выбирают более комфортный, а значит, и более дорогой отдых».

Но не только санатории почувствовали наплыв туристов. «Обычно в феврале у нас мертвый сезон, а в этом году мы имеем очень высокую наполняемость наших отелей», — рассказали „Ъ“ в отделе маркетинга парк-отеля «Ая». В таких условиях даже «зеленые» дома, несмотря на свою летнюю специфику, готовы принимать гостей зимой. «Спрос на сельский туризм растет, появился интерес к зимнему отдыху, поэтому мы в этом году перешли на круглогодичную работу», — говорит владелица туркомплекса «Постоялый двор» в Чарышском районе Алтайского края Лариса Пастухова.

Говоря о перспективах предстоящего высокого туристического сезона, генеральный директор санатория «Родник Алтая» отметил, что, с одной стороны, в нынешних экономических условиях можно ожидать роста себестоимости санаторно-курортных услуг и стоимости билетов, сокращения турпотока из-за снижения покупательной способности и увеличения конкуренции на внутреннем рынке. Но с другой — наблюдается переориентация российских туристов на отдых внутри страны, что даст дополнительный приток отдыхающих. «Мы готовы к изменению внешних условий, поскольку имеем определенный запас прочности за счет стабильного развития в предыдущие годы. Думаю, сопоставимый уровень сервиса, качества услуг и процедур позволит нам успешно конкурировать и развиваться », — подчеркнул Андрей Петухов.

Повысить доступность

По оценке специалистов Алтайского института экономики, с учетом повышения спроса на туристические услуги и роста турпотока на территории края, а также прогнозируемого увеличения объема бюджетных и частных инвестиций в отрасль ожидаемый прирост доходов от туризма может составить 2,7% в год.

Правда, некоторые участники рынка отмечают, что большие надежды на отказ российских туристов от зарубежных поездок возлагать не стоит. По словам руководителя туроператорской компании «Плот-Интрэвел» Александра Смирнова, сегодня цена лечебной путевки в Карловы Вары начинается от

49 тыс. руб., отдых в Турции обойдется в сумму от 40 тыс. руб., причем с перелетом из Москвы. Это вполне сравнимо со стоимостью отдыха на Алтае. «Зарубежные туркомпании будут бороться за российского туриста, и многие уже снизили стоимость туров на 30-40%. Нашим компаниям сложно конкурировать из-за высокой доли транспортных расходов в стоимости отдыха».

Транспортная доступность Алтайского края — одна из основных проблем регионального туррынка. Краевые власти и Ассоциация туроператоров России (АТОР) обещают помочь с субсидированием авиаперелетов в Алтайский край. По мнению исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, опыт Дальнего Востока и Крыма доказал, что субсидирование авиаперевозок может стать локомотивом для развития туризма в регионах. «Мы уже получили положительное решение Минтранса по субсидированию авиамаршрута Барнаул — Томск и сейчас подыскиваем авиакомпанию, которая будет заниматься авиаперевозками, — рассказал губернатор Алтайского края Александр Карлин. — Если же федеральные туроператоры организуют чартерные рейсы на Алтай, мы готовы снизить затраты авиаперевозчиков на обслуживание лайнеров в аэропорту Барнаула».

«Федералы» в помощь

Планировалось, что вопрос организации чартеров участники рынка обсудят в марте на выставке «Интурмаркет-2015» в Москве, но инициатива пока не получила развития. Зато федеральные туроператоры пообещали помочь алтайским коллегам с наращиванием турпотока из европейской части страны. «Алтай — очень красивый регион, и нам хотелось бы привлечь сюда туристов и предложить им разнообразный активный отдых: конные, пешие прогулки, сплавы по рекам, гастрономические туры и сельский туризм, этнографический и минералогический туризм. Думаю, востребованы будут маршруты Большого и Малого Золотого кольца Алтая, а также маршруты, связанные с жизнью выдающихся людей, родившихся на Алтае: Шукшина, Калашникова, Золотухина, Евдокимова, Рождественского», — отметила представитель туроператора Coral Travel Лариса Киселева.

То, что интерес со стороны турбизнеса к Алтайскому краю есть, подтвердила и Майя Ломидзе. «Конечно, пока рано говорить о чартерных рейсах и массовых заездах. Но увеличение туристического потока обязательно будет, раз регионом заинтересовались федеральные туроператоры», — убеждена госпожа Ломидзе.

Свою заинтересованность в сотрудничестве высказали и представители алтайского турбизнеса. «Мы готовы проработать любой маршрут, предоставить достойные места размещения», — заверила представитель компании «АлтайСибТур» Ксения Лобач. По мнению президента алтайской региональной ассоциации туризма Натальи Гордеевой, главный итог общения на «Интурмаркете-2015» в том, что начался предметный диалог между федеральными и региональными игроками рынка. «Мы поняли, что от нас хотели бы получить федеральные операторы, а они, в свою очередь, получили представление об уровне развития экскурсионного и активного туризма в Алтайском крае — того сегмента рынка, который их сегодня интересует. Сейчас начинается проработка детального сотрудничества, и уже в этом сезоне мы планируем организовать совместные туры. Угроз для вытеснения малого бизнеса с регионального туррынка мы не видим, потому что ни один федеральный туроператор не будет формировать местный турпродукт — он в любом случае будет работать с местными принимающими компаниями. Важно, чтобы региональные тур­операторы смогли предложить такой продукт, который заслужит внимание искушенного европейского туриста».

К борьбе готовы

Алтайские туркомпании пытаются вести гибкую ценовую политику. По словам директора «Алтайтурцентра» Татьяны Сажаевой, в этом году участники регионального рынка выразили готовность не повышать стоимость размещения, сохранив ее на уровне 2014 года. Но вот удержать рост цен на питание и сервисные услуги в нынешних экономических условиях им вряд ли удастся. «Многие сегодня вынуждены отказаться от отдыха за границей — потенциально это наша аудитория. Надо постараться превратить их в лояльных клиентов, которые и в дальнейшем будут осознанно выбирать отдых у нас. Мы не соперничаем с европейскими курортами, а ждем своего гостя, ориентированного на здоровый образ жизни и семейные ценности. Ориентируясь на эту категорию отдыхающих, формируем новые предложения, расширяем спектр услуг, повышаем комфортабельность номерного фонда», — говорит Андрей Петухов.

Власти Алтайского края, со своей стороны, активно продвигают туристический потенциал региона. За последний месяц губернатор края Александр Карлин уже дважды встретился с федеральными туроператорами. «Ни один регион страны еще не проявлял такой беспрецедентной активности», — отметила руководитель АТОР Майя Ломидзе. Кроме того, на выставке «Интурмаркет-2015» в Москве край впервые публично представил свой новый туристический бренд «Алтайский край. Все настоящее!», официальная презентация которого запланирована в конце апреля на форуме Visit Altai.

Не оставляют региональные власти и попытки решить вопрос о субсидировании перелетов в регион. Правда, по мнению финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, это не приведет к существенному росту турпотока. «Обычно на авиаперелет приходится 20-35% расходов, поэтому их субсидирование сможет дать лишь умеренное увеличение потока туристов. Впрочем, я не думаю, что федеральные и региональные власти будут субсидировать существенную долю в стоимости авиабилетов, из-за рисков, связанных с усилением давления на расходные части бюджетов. Что же касается перспектив сотрудничества с федеральными операторами, то, на мой взгляд, они могут вытеснить часть местных игроков. Федеральные компании гораздо эффективнее с точки зрения операционных расходов, поскольку могут экономить на них за счет масштаба бизнеса. Следовательно, они могут предлагать более выгодные условия для клиентов, что постепенно может вытеснить с рынка обычно менее эффективных регионалов», — подчеркнул эксперт.

Вы в Сибири отдыхать будете?


Даниил Криммель, директор офиса официального партнера «Альпари» в Новосибирске:

— Конечно, сейчас перед всеми регионами стоит задача развивать местную экономику, в том числе и туристическую отрасль. У Сибири большой туристический потенциал. Причем речь идет не только о туризме на отдыхе, но и о деловых поездках. С каждым годом в Новосибирске открываются новые бизнес-отели. В городе проводится все больше деловых мероприятий, поэтому поток гостей непрерывно растет. Далее, Шерегеш. Этот курорт признан самым популярным в России в этом сезоне. Кроме жителей ближайших регионов его с удовольствием посещали москвичи, петербуржцы и иностранцы. С курортом такого уровня у нас отпадает необходимость выезжать на заграничные горнолыжные курорты. Алтай — это место, где каждый может отдохнуть по-своему: сплавляясь по рекам, катаясь на лошадях, гуляя в лесу, занимаясь рыбалкой — в общем, как угодно.

Леонид Гольдорт, генеральный директор компании СДЭК:

— Грядущим летом я, конечно же, буду отдыхать в Сибири. Меня пригласили попробовать покорить венец Катунского хребта Горного Алтая. Поэтому моя цель — Белуха. Выбор места отдыха никак не связан с кризисными настроениями в стране. Уходящей зимой я заметил, что крайне популярным стал отдых в Шерегеше. В праздники попасть туда было сложно. Ажиотаж объясняется отсутствием альтернативных мест для качественного катания на сноуборде и лыжах. В остальном, мне кажется, Сибирь не станет более привлекательным местом для проведения отпуска. Спрос если и увеличится, то, думаю, незначительно: ценовые политики Горного Алтая, Байкала, Хакасии и других прекрасных мест держат достаточно высокую планку. Проезд также недешев.

Валерий Шавкунов, управляющий филиалом «Новосибирский» Альфа-Банка:

— Я отдыхаю в Горном Алтае каждый год, и это для меня уже давно сложившаяся традиция. Это не замена отдыху за границей и никак не связано с ухудшением экономической ситуации. На Алтае уникальные живописные места, где я отвлекаюсь от цивилизации. Мне нравится природа Алтая, и, как правило, я заранее планирую маршрут, сочетая путешествие на авто с пешим. Думаю, что в дальнейшем спрос на такой отдых будет только расти, потому что потребность человека побыть наедине с природой и «подзарядиться» естественна. На фоне существенного роста курса доллара и евро по отношению к рублю, конечно, спрос на внутренний туризм будет только повышаться. Но это никак не отразится на уровне сервиса. Когда есть полная заполняемость туристических баз, а именно это наблюдается даже без поправки на увеличение спроса, мало кто думает об улучшении сервиса. Думаю, что цены будут расти без адекватной отдачи для клиентов.

Сергей Земцов, директор новосибирского представительства факторинговой компании НФК:

— В этом году свой отдых с семьей мы планируем провести в Сибири, если точнее, то в Горном Алтае и Хакасии. Все, что нужно для восстановления сил и релаксации, там есть: чистейший воздух, озера, горные реки, пешие и конные маршруты. Для любителей пейзажной фотографии Алтай вообще мир без дна. Я считаю, что дикий отдых в советском old school стиле гораздо здоровее, сплачивает семью и формирует у детей правильные и полезные жизненные установки. Что касается влияния кризиса, то на наличие мест под палатки он никак не влияет. И если озаботиться вопросом заранее, то всегда можно найти свое идеальное место.

Алексей Тютин, директор сибирского филиала компании «МегаФон»:

— У нас в компании есть правило: все выездные совещания и стратегические сессии проводить только в России. Например, в прошлом году все руководство «МегаФона», включая генерального директора, приезжало в горы Алтая. Для проведения таких мероприятий в Сибири есть все условия. Гости остались очень довольны и отелем «Алтика», и культурной программой. Но командировка — это одно. И совершенно другое дело — долгожданный отпуск. В прошлом году я попробовал отдыхать в Белокурихе — не мое. Во-первых, есть куда расти в плане сервиса и комфорта. Во-вторых, лишний раз убедился, что для меня важнейшие составляющие хорошего отпуска — смена обстановки, яркие эмоции и погружение в иную культурную среду. Лучше всего это получается сделать за границей, когда ты знакомишься с другой страной, изучаешь ее культуру, расширяешь свою картину мира. В этом году мы с семьей планируем отпуск за границей.

Татьяна Глазунова, руководитель группы компаний ROSA consulting group:

— И отдыхали, и отдыхаем! Еще как! Мы с мужем страстные рыбаки. Зимняя рыбалка в Шарапе, в Томской области — прекрасные места! Дарят такой заряд эмоций, позитива! На Алтай выбираемся каждый год. В прошлом году были с детьми, в этом году с друзьями, семьями собираемся на машинах на Алтай или на Байкал. На Танае проводим корпоративные мероприятия. А Шерегеш — любимое место многих сотрудников. В отдыхе ведь важны настрой и хорошая компания. И тогда даже какие-то недостатки комфорта становятся увлекательным приключением! Конечно, это другой отдых. Для кого-то, возможно, слишком беспокойный. Но романтика, простор и красота гор, рек, озер и степей Сибири и Алтая — это настоящее богатство. Насколько оно конкурентоспособно? Сейчас многие туристические объекты могут компенсировать затраты на свое содержание и развитие только за счет трех-четырех активных (теплых) месяцев в году. Я думаю, более конкурентоспособные сервис и цены появятся и с ростом внутреннего туризма, и с развитием крупных комплексных круглогодичных туристических зон, таких как строящаяся неподалеку от Горно-Алтайска «Алтайская долина» или действующая «Бирюзовая Катунь». Вообще, если говорить про Алтай, и в первую очередь про Горный Алтай, то видно, как активно ведется строительство в туристических зонах. А значит, есть и инвестиции, и уверенность в том, что они принесут прибыль. И здесь я вижу и огромные профессиональные перспективы, и возможности для увлекательного проведения досуга своей семьи.

Александр Соловенчук, директор «МТС Сибирь»:

— Буду непременно — в июле еду с друзьями, живущими за границей, отдыхать в Горный Алтай, где очень люблю бывать. Это место, куда пригласить друзей не только приятно, но и не стыдно. Внутренний туризм Сибири уже давно привлекает — курорты и санатории Белокурихи, горнолыжные трассы Шерегеша и турбазы Горного Алтая известны и популярны далеко за пределами Сибири и даже России. Уверен, сибирский туризм вполне конкурентоспособен, у него есть неоспоримые преимущества: уникальность и красота природы, разнообразие ландшафтов и видов отдыха. А такое преимущество, как ценовая доступность, будет только усиливаться — в силу нынешней ситуации с удорожанием выезда в дальнее зарубежье привлекательность сибирских туристических и курортных маршрутов будет расти. Что касается готовности туристической инфраструктуры, то у нее есть немалый потенциал для развития, главное — фокусироваться не только на прибыли, но и на удовлетворенности клиента.

Владимир Ермолаев, региональный представитель в корпоративном сегменте по СФО компании InfoWatch:

— Отдыхал, отдыхаю и буду отдыхать на Алтае! Для моей семьи новогодние каникулы на Алтае — это уже традиция. Ближе к концу года дочка обязательно спрашивает, поедем ли мы на Алтай. И мы едем! Лично для меня горы — это возможность отдохнуть, и этот отдых невозможно сравнить ни с Турцией, ни с Таиландом. Это нечто совершенно другое. При этом каждый отдыхает на Алтае так, как считает нужным. Мы, например, просто гуляем по окрестностям. Кто-то катается на лыжах, кто-то идет в поход пешком, на лошадях. Кто-то сплавляется по рекам. Кто-то занимается охотой. Я уверен, что при организации транспортной доступности на Алтай устремится огромный поток туристов со всей страны. Место уникальное и очень душевное.

Как туристы отдыхают в Алтайском крае


Самым развитым и массовым сегментом регионального рынка является оздоровительный туризм. Более 50% всех мест размещения приходится на санаторно-курортные комплексы. На втором месте — событийный туризм. По данным управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, только праздник «Цветение маральника» в прошлом году посетили свыше 10 тыс. человек; около 20 тыс., в том числе и иностранные туристы, побывали на Шукшинском фестивале. В этом году традиционные масленичные гуляния на «Сибирском подворье» собрали 15 тыс. туристов. На третьем месте — активные маршруты: сплавы, конные и пешие прогулки в сочетании с экскурсиями на местах, размещением в гостиницах и на турбазах.

Антон Перов

Вся лента