Самолет Germanwings мог разбиться из-за умышленных действий пилота

Другой пилот находился в салоне и не смог попасть в кабину

К катастрофе самолета Airbus A320 компании Germanwings, в результате которой погибли все 150 находившихся на борту человек, привела нештатная ситуация в кабине пилотов. Один из них мог покончить с собой и с пассажирами, намеренно направив лайнер в землю, а другой не сумел ему помешать, потому что находился за дверью, запертой изнутри. Такова одна из версий, которая сейчас активно обсуждается.

В день катастрофы и последовавший за ним день поисков появилось множество взаимоисключающих сведений и версий. Говорили о том, что пилоты A320 успели подать сигнал бедствия, что местные жители, видевшие самолет, не слышали работы моторов. Сейчас эти сведения опровергнуты. Моторы работали, самолет осуществлял снижение, а не падал. Сигнала бедствия с борта не было; тревогу забили диспетчеры на земле, когда в 10 часов 40 минут и 47 секунд борт 4U9525 исчез с экранов.

Разбившийся 24 марта самолет A320 — самый массовый и продаваемый из Airbus — прослужил сначала в Lufthansa, а потом в вошедшей в ее состав компании Germanwings в общей сложности 24 года и находился в отличном состоянии. В июле 2013 года он прошел полную проверку и техническое обслуживание, которым самолеты этого типа подвергаются каждые 12 лет. Последнюю проверку самолет выдержал 23 марта, за день до катастрофы.

Поиски на месте происшествия и данные расшифровки найденного черного ящика пока что позволили исключить версию взрыва на борту, пожара или отказа двигателей. Airbus продолжал полет вплоть до момента столкновения со скалой. По данным расследования, последний контакт с 4U9525 был установлен в 10:30, тогда же началось снижение к альпийским предгорьям. В течение десяти минут самолет опускался со скоростью 1 тыс. м в минуту, что вовсе не напоминает ни падение, ни аварийное снижение.

Сделанные в среду расшифровки аудиозаписей свидетельствуют о том, что один из двух пилотов Airbus находился в момент катастрофы в салоне и не смог вернуться в кабину. Данные газеты The New York Times, первой сообщившей об этом, не опровергнуты французскими следователями, поэтому, вероятно, именно эта версия сейчас изучается вплотную.

Как позднее заявил прокурор Марселя Брис Робен, командир воздушного судна на время покидал кабину, передав управление самолетом второму пилоту. После этого самолет начал снижение. Согласно аудиозаписям, извлеченным с речевого самописца, можно сделать вывод, что командир пытался вернуться в кабину, однако сделать этого не сумел. По всей видимости, второй пилот заблокировал дверь и сознательно начал снижение. При этом, несмотря на предупреждения систем самолета о возможности столкновения, он не произнес ни слова до момента катастрофы. «У него не было паники. Это было обычное дыхание, так что, мы думаем, он был живой. По крайней мере, так слышно на записи»,— подчеркнул прокурор Марселя. По его словам, второй пилот 28-летний гражданин ФРГ Андреас Любиц не числился в списках разыскиваемых террористов.

«Я полагаю, что жертвы крушения самолета до последних мгновений не осознавали приближения катастрофы — крики начались перед самым падением, в самые последние моменты»,— добавил господин Робен.

Обсуждаются варианты потери сознания пилотом, оставшимся в кабине, возможно, ввиду ее разгерметизации, и даже злой умысел. Дело в том, что специалисты по авиационной безопасности напомнили, что ситуация потери сознания и даже смерти второго пилота предусмотрена инструкциями. Дверь в кабину A320 может быть открыта и снаружи. Для этого пилоты имеют специальный код. Введенный в систему электронного замка, он подает сигнал в кабину и в течение нескольких секунд выключает запоры. Однако эта пауза в несколько секунд дана пилотам именно для того, чтобы они успели в случае опасности заблокировать дверь изнутри. Что, видимо, и было сделано оставшимся в кабине членом экипажа.

«Если пилоты не помешали столкновению самолета с горой, это значит, что они были без сознания, или мертвы, или же они сами решили умереть, или их заставили умереть,— заявил телекомпании BFMTV один из авиационных экспертов. Другие эксперты все же добавляют, что резкая разгерметизация кабины самолета теоретически могла привести к деформации конструкции двери — ее заклинило, и код безопасности не подействовал.

Многое станет ясно, если удастся найти данные второго самописца, который фиксирует параметры полета. Расположенный в самой безопасной точке, хвосте A320, он мог уцелеть так же, как и первый.

Его поиски продолжаются параллельно с поисками тел жертв катастрофы, равной которой во Франции не было уже 15 лет. В списке пассажиров, по данным AFP, были 72 гражданина Германии, 51 испанец и граждане Британии, Дании, Нидерландов, Аргентины, Колумбии, Мексики, Чили, Венесуэлы, США, Австралии, Японии, Казахстана, Ирана, Израиля и Марокко.

Алексей Тарханов, Париж


«Версия теракта остается все-таки достаточно маловероятной»

Бортовой самописец самолета Airbus А320, который разбился в Альпах, поврежден. Об этом заявил глава МВД Франции Бернар Казнев. По его словам, несмотря на дефект, из «черного ящика» можно извлечь информацию. Господин Казнев также добавил, что все версии крушения самолета должны быть рассмотрены, а вариант теракта не является приоритетным. Читайте подробнее

Вся лента