Оскорбляй и властвуй

Григорий Ревзин о том, что нам на самом деле говорит «Исламское государство»

В течение последнего месяца в Сеть было выложено сразу несколько видеороликов, на которых запечатлено уничтожение "Исламским государством" (ИГ, ранее ИГИЛ) культурного наследия — меньше чем за год им было разрушено около 28 исторических памятников. Эти съемки, казалось бы, не идут ни в какое сравнение с появившимися ранее записями ИГ осуществлявшихся им же казней заложников, однако они спровоцировали не менее бурное общественное возмущение. Григорий Ревзин попытался понять механизм, который стоит за этой реакцией

Фото: Social media Web site via Reuters TV , Reuters

Сами уничтоженные памятники для рядового западного зрителя несколько загадочны. Дур-Шаррукин (Хорсабад), Кальху (Калах, Нимруд), Хатра (Эль-Хадр), Ниневия (против Мосула) не относятся к числу самых упоминаемых городов древности, как и имена Салманасара, Ашшурнацирапала, Саргона, чуть лучше знакомы с Нимродом, которого знают по Библии, и, пожалуй, Хаммурапи, чьи законы есть в школьных учебниках.

Но загадочность памятников не отменяет шока от самого факта их уничтожения. Наоборот, впечатление практически такое же шоковое, как и от казней. Тут есть даже некоторая странность: не вполне понятно, почему уничтожение человека и уничтожение памятника оказываются синонимичными действиями.

Казалось бы, в этом агрессивном варварстве, которое демонстрирует ИГ, кроме тиражируемых видеороликов нет ничего совсем уж нового. Варварские мотивации обычно двусоставны: есть верхний, идеологический слой, есть нижний, инстинктивный. В данном случае идеология основана на радикальной исламской традиции запрета на изображения и специфическом отношении к смерти, которую не следует предъявлять. Покойников стремятся похоронить как можно скорее, могила должна быть неизвестна и безымянна, а память об умершем не должна иметь материальных выражений. Руины древних городов Месопотамии относятся, несомненно, к ярким свидетельствам бренности всего сущего и подлежат уничтожению именно в этом смысле.

В этом же, идеологическом, слое есть и другой мотив. Уничтожение музеев и археологических зон — это, несомненно, противостояние Западу, поскольку именно западные ученые и колониальные власти их в XIX веке и создали. Это более или менее стандартная ситуация: в Алжире и Ливии античные города, восстановленные и музеефицированные французами и итальянцами, освободившиеся от гнета местные жители растаскивали тракторами по камешкам.

Есть менее артикулированный, инстинктивный уровень. Хотя ИГ опирается на какую-то часть местного населения, его никак нельзя считать традиционным, это вовсе не простые люди, жившие здесь веками мусульманской жизнью. Это, напротив, люди, в силу различных причин совершенно оторванные от каких-либо традиций, у них нет связи ни с хозяйством, ни с общиной, ни с местом, ни с государством — ни с чем. Это люди войны. В этом смысле это классические варвары, то есть те, кто никак цивилизационно не привязан к месту. Они лишние в том порядке, который сложился на земле, и, чтобы получить свое место, они должны этот порядок разрушить. И это ровно то же действие, которое заставляло варваров крушить Рим, или большевиков ликвидировать храмы, или фашистов уничтожать Петродворец и Павловск.

Жизнь человека священна для секуляризованного общества, и убийство напоказ — это оскорбление именно этого чувства. Памятники, культура, музеи, библиотеки — тоже священны, и их публичное уничтожение — оскорбление того же чувства

Это все хорошо знакомые, прекрасно известные нам реакции и процессы. Но все же наличие видео создает новое качество. Они показывают казни и разрушения. И это они делают именно для нас, это сообщения, сигналы ИГ — нам.

В чем синонимия? Интуитивно связь понятна, но ее трудно объяснить словами. Сколько ни ценишь памятники, все же их разрушение как-то трудно сравнить с ужасом публичной казни, и если бы ИГ не убивало, то чисто юридически проходило бы по статье о вандализме, за который, например, в России не очень даже и судят. Вон Юрий Лужков сколько памятников разрушил — и ничего страшного. Правда, в случае с разрушением музея и библиотеки в Мосуле можно было бы попасть под статью об уничтожении государственного имущества, и это, конечно, серьезнее.

Между публичными казнями людей и публичным разрушением памятников нет какой-то внутренней связи. Тонкие логические построения на тему аналогий между памятником и человеком, жизнью и памятью надо оставить как бессмысленные словесные спекуляции. Общее между ними только одно. Разрушение памятника и публичная казнь, представленные нам в виде роликов почти одновременно,— это сознательно наносимое нам оскорбление. Это шокирует, поскольку оскорбляет, это взывает к ответному действию, поскольку оскорбляет, и вся синонимия казней и актов публичного вандализма в том, что и то и другое — оскорбление. Это синонимия плевка в лицо и пощечины.

Одно из свойств варварства заключается в том, что оно очень резко проявляет ценности цивилизации, которую пытается разрушить. Религиозные фанатики производят то, что невозможно квалифицировать иначе, чем оскорбление религиозных чувств. Жизнь человека священна для секуляризованного общества, и убийство ради убийства, убийство напоказ — это оскорбление именно этого чувства. Памятники, культура, музеи, библиотеки — тоже священны, и их публичное уничтожение — оскорбление того же чувства. Это разрушение святого. И это очень непосредственное, интуитивное ощущение присутствия высших ценностей — когда ты мгновенно чувствуешь, что их оскорбили.

ИГ действует невероятно точно — с точностью подонка, который находит именно то, чем можно тебя оскорбить. Уж в остром чувстве сакрального религиозным фанатикам не откажешь. Забавно, что это вовсе не соотносится с их теоретическим видением западного модернизированного общества. Они могут верить, что это общество бездуховно и поклоняется только деньгам, но им не приходит в голову публично уничтожать деньги и посылать нам видео с горящими на площадях пачками долларов. Они могут рассказывать, что западная цивилизация — это техницизм, что здесь поклоняются машинам и материальным ценностям, но они не стали уничтожать на площадях компьютеры и мобильные телефоны. Нет, вопреки своим лозунгам они вычленяют именно то, что западное сознание действительно относит к сакральному. Они прекрасно понимают, что светское, нецерковное общество точно так же, как и их собственное, скрепляется острым чувством святого, и именно это чувство хотят оскорбить.

В производимом ИГ провокативном эксперименте есть непредусмотренное дополнительное значение для России, где закон об оскорблении чувств верующих в качестве верующих рассматривает только тех, кто принадлежит к церкви. По счастью, отечественные фундаменталисты — вовсе не варвары и не имеют ничего общего с дикими, необразованными вандалами из ИГ. Они не казнят оппонентов на площадях и физически не рушат галереи и театры. При этом они прекрасно владеют тем же механизмом обнаружения святого в секуляризованном сознании и нанесения ему пощечины. Насилие над личностью, неважно, идет ли речь об избиении, поругании или заключении в тюрьму, и насилие над культурой — вот их стратегия. Цель здесь та же — оскорбление чувства святого у членов секуляризованного общества. Иначе чего на "Тангейзера" нападать?

Реакция, которую сознательно провоцирует сегодня ИГ,— важнейший прецедент. Он ясно показывает нам, что у невоцерковленных есть коллективное представление о святости и возможны сознательные провоцирующие действия по его оскорблению. Есть все основания для расширения российского закона об оскорблении чувств верующих: раз уж такой закон существует, в него необходимо включить невоцерковленных граждан с ясными коллективными представлениями о высших ценностях. Как минимум — о ценности человеческой жизни и ценности культуры.

Фильмы-предшественники роликов «Исламского государства»
"Исламское государство" снимает на камеру казни людей и разрушение памятников культуры. Их ролики обсуждают все, они настолько популярны, что до недавнего времени в YouTube перед ними автоматически устанавливалась реклама. Кроме того, у "Исламского государства" есть два полнометражных фильма и несколько пропагандистских роликов. Если бы о них можно было говорить с точки зрения киноведения, все они были бы отнесены к жанру мондо — псевдодокументальному и документальному кино, снятому с использованием жестких приемов с целью шокировать зрителя. Мария Бессмертная вспомнила главных представителей жанра
Читайте подробнее

Вся лента