Черных риелторов прописывают в суд

Завершено расследование дела о мошенничестве с квартирами граждан

В Татарстане передано в суд уголовное дело крупного ОПС, которое почти десять лет отбирало жилье у граждан, причинив им ущерб на сумму более 26 млн рублей. По версии следствия, руководили сообществом бывшие милицейские спецназовцы Александр Щелконогов и Рубен Гафуров, которым помогали совершать преступления действующие сотрудники ОВД и Росреестра. Обвиняемые своей вины не признают.

Вчера прокуратура Татарстана сообщила, что в городской суд Набережных Челнов передано дело в отношении местных жителей 47-летнего Рубена Гафурова и 44-летнего Александра Щелконогова, а также еще семи человек. В числе последних жена господина Гафурова — предпринимательница Наталья Гафурова и три сотрудницы городского отделения регионального Управления Росреестра. Обвиняемым также является бывший сотрудник милиции 45-летний Андрей Шипицын, который, по данным следствия, «являясь действующим сотрудником, использовал своё положение для совершения преступлений в составе ОПС».

Фигурантам в зависимости от роли каждого предъявлены обвинения в создании ОПС и участии в нем, мошенничестве, вымогательствах, злоупотреблении полномочиями, получении взятки. По данным прокуратуры в деле фигурируют 24 случая, когда ОПС отбирало жилье у граждан, причинив им ущерб на общую сумму 26 млн руб. С марта 2003 года по июнь 2012 года ОПС завладело квартирами и частными домами в Набережных Челнах, в Тукаевском и Елабужском районах. В деле не фигурируют убийства, однако есть сведения о том, что некоторые потерпевшие умерли «в процессе регистрации сделки», либо «после регистрации, причина смерти не установлена».

Согласно материалам дела, господа Гафуров, Щелконогов и Шипицын в начале 1990-х годов служили в батальоне специального назначения патрульно-постовой службы милиции УВД Набережных Челнов. Со временем, как следует из материалов дела, двое первых уволились, после чего были осуждены и с 1999 по 2000 годы вместе отбывали срок в одной из татарстанских колоний. Господин Шипицын продолжил службу в органах и через некоторое время стал начальником (был уволен в 2011 году по сокращению штата) смены дежурной части Комсомольского ОВД.

По версии следствия, господа Гафуров и Щелконогов создали ОПС в 2003 году. В него входило более десятка человек, в числе которых, по оперативным данным, были и выходцы из местной ОПГ «21 контора». Согласно материалам дела, внутри ОПС господа Гафуров и Щелконогов были более известны под кличками Рубик и Чика, а господина Шипицына все называли Дрюль. По версии следствия, ряд махинаций сообщество проводило через принадлежащее госпоже Гафуровой агентство недвижимости «Белый город». Жертвами становились граждане, «злоупотребляющие алкогольными напитками или находящиеся в пожилом возрасте», а также «имеющие большие задолженности по коммунальным платежам». К ним входили в доверие либо запугивали, после чего заставляли написать доверенность на право распоряжения жильем, которое перерегистрировали через своих людей в Росреестре. Согласно материалам дела, господин Шипицын прикрывал членов ОПС, поставлял им информацию о людях, ведущих асоциальный образ жизни, за что ему оплачивали отдых, посещение бани и ресторанов.

Так, согласно одному из эпизодов, в декабре 2006 года ОПС узнало о квартире в Набережных Челнах, в которой проживал одинокий мужчина — в прошлом квалифицированный слесарь ОАО КамАЗ, но в последнее время спившийся и попавший под уголовное преследование за организацию притона и кражу. От него получили доверенность на его долю жилья. Затем выехали в Москву, где проживал его отец, которому принадлежала другая часть квартиры. Согласно материалам дела, господин Шипицын предъявил отцу свое удостоверение, показал копию обвинения в отношении его сына и сказал, что якобы после суда «их квартира будет конфискована по приговору», а чтобы приговор не был обвинительным, «нужны большие деньги» и надо продать квартиру. Было обещано подыскать для сына жилье меньшей площадью, а деньги с продажи отдать с вычетом небольших процентов за услуги. В результате тот выдал доверенность на свою долю, квартиру члены ОПС продали, а деньги присвоили. Его сына на время устроили в санаторий, откуда его потом выгнали, он скитался, а в конечном итоге покончил с собой, повесившись на шнурках в квартире временно приютившего его приятеля.

Задержания членов ОПС начались в конце 2012 года. Уголовное дело расследовало следственное управление СКР по Татарстану.

Как сообщили „Ъ“ в прокуратуре республики, никто из обвиняемых своей вины не признал.

Андрей Смирнов

Вся лента