"Наша система ценностей глобально находится под угрозой"

Алексей Лидов в интервью "Коммерсантъ FM"

Мы привыкли смотреть на Сирию только с точки зрения геополитики и забыли о том, что Россия и Сирия гораздо ближе друг другу, чем это может показаться на первый взгляд. Сирия — колыбель нашей цивилизации, а, возможно, и приговор ей. Обо всем этом ведущий "Коммерсантъ FM" Анатолий Кузичев поговорил с историком, специалистом по восточно-христианской культуре Алексеем Лидовым в рамках программы "Другой разговор".

Фото: Игорь Кирпичев, Коммерсантъ

"Сирия была великой цивилизацией"

Алексей Лидов о том, почему о разрушениях памятников в Сирии не говорят: "Оказывается, что об этом ничего практически неизвестно из-за политики. Правительству Асада не выгодно рассказывать об этих разрушениях, потому что он хочет сделать вид, что там все более или менее в порядке, гражданская война заканчивается, правительственные войска побеждают, и не надо будоражить излишне общественное мнение. Западные СМИ молчат об этом, как я думаю, потому что основные разрушения и гибель памятников происходят на территориях, занятых оппозицией".

Об историческом значении Сирии: "Все настолько взаимосвязано. Все наши корни уходят туда. Один из погибающих памятников сейчас в Сирии — средневековый город Расафа. Что нам Расафа? Но дальше мы вспоминаем, что этот город в Античности назывался Сергиополь. Город возник вокруг культа мощей святого Сергия, того самого Сергия, в честно которого назван наш Сергий Радонежский. Эта крепость захвачена оппозицией, там идут реальные бои. Можно быть уверенным, что какие-то памятники гибнут каждый день. Важно нам это или нет?"

"Действия ИГ — это декларация войны и отрицания всех ценностей"

Алексей Лидов о поведении "Исламского государства": "Надо задуматься, кто в данном случае враг. Вряд ли они хотят бороться с той древней религией, которой давно не существует. Конечно, не случайно они выбрали беззащитный музей и эту беззащитную и абсолютно добрую часть цивилизации. Конечно, это месседж все нам. Конечно, это декларация войны и объявление ненависти и отрицания всех ценностей, которые для нас дороги. Зачем они это делают? Я думаю, в этом есть некая стратегия. Сравнительно недавно они на берегу моря зарезали 20 коптов, причем именно и только за то, что они христиане. Понятно, что это зверство и жестокость не стихийные, не в каком-то кровавом упоении. Это программа. За этой программой, по всей видимости, стоят очень умные и хорошо понимающие, что они делают, люди. С одной стороны, конечно, у всех на памяти опыт с талибами, которые разрушили буддийские статуи в Бамиане. Результат этого — некая ненависть к талибам, агрессия и война. Они это, очевидно, хорошо помнят и зачем-то сознательно повторяют. "Исламское государство", очевидно, хочет большой войны. Логику этой политики и идеологии я пока не очень понимаю, но очевидно, что она есть".

О переменах в восприятии мира: "Мы, видимо, вступаем в некий глобально новый мир, в котором все традиционные законы и ценности начинают трансформироваться. Причем мир, который со стороны старого мира кажется сумасшествием. Кажется, не только некоторые политики, но и весь мир утрачивает связь с реальностью. Это глобальное помешательство".

"В Сирии происходит глобальная культурная катастрофа"

Алексей Лидов о ситуации в Сирии: "Происходит глобальная культурная катастрофа, о которой почти ничего не известно, потому что она как-то уходит мимо основных средств массовой информации. В декабре специальный институт ООН сделал доклад о разрушениях в Сирии. 290 уничтоженных памятников, в том числе, памятники, входящие в список культурного наследия ЮНЕСКО. Под памятниками имеются в виду не предметы, а, скорее, территории. 24 исторических комплекса уничтожены полностью. Разрушено было до обидного просто. Это работа "черных" археологов. Это та часть современной ситуации в Сирии, о которой почти не говорят. Вместе с гражданской войной там возникла многотысячная армия "черных" архелогов, которые разграбляют эти исторические памятники, причем разграбляют чудовищно. Их интересует преимущественно только золото. Поскольку это люди в большинстве своем непрофессиональные, они не отдают себе отчет, что нахождение золота — историческая случайность. Они подгоняют бульдозеры и просто сносят все до полного уничтожения. Дальше проверяют землю на предмет возможно существовавших там драгоценностей или иных ценных предметов".

О категориях разрушений: "Я выделил три большие категории разрушений. Первая — "черные" археологи. Она одна из самых вредоносных, если не самая. Вторая, более понятная, — памятники, погибшие в результате военных действий. Третья — памятники-жертвы войны за сакральные пространства. Это уничтожение святынь врагов, а иногда и святынь вообще".

Об уничтожении памятников в Мосуле: "Ролик, на котором бойцы "Исламского государства" уничтожили целый музей в Мосуле, они выложили сами. Буквально сердце кровью обливалось. У меня было ощущение, что я присутствую при каком-то избиении младенцев. Культурное наследие — одно из немногих явлений в этом мире, которое принадлежит к абсолютному и беззащитному добру, к чему-то, что не имеет даже потенциально негативного смысла или оттенка. Это их послание. Они большие мастера перфоманса".

Вся лента