"Заявления Киева напугают не "Газпром", а украинских потребителей"

Глава "Газпрома" заявил, что Украине могут перекрыть газ. По словам Алексея Миллера, такое решение может быть принято уже через два дня из-за того, что Киев не внес предоплату. Глава Газпрома также добавил, что сейчас "Нафтогаз" ускоренными темпами выбирает ранее оплаченное топливо. Украинские власти сами загнали себя в этот угол, считает политолог Константин Симонов.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Украинская власть, видимо, нуждается в постоянном драйве. Жизнь без конфликтов ей — что борщ без мяса. Если на Донбассе перемирие, то нужно что-то придумать. И тут есть старая добрая тема: газ. Не было печали — купила баба порося. 19 февраля Киев вдруг перекрыл поставки газа в Донецк и Луганск, мотивируя это пришедшим в негодность газопроводом. Украина просто решила переложить на Россию финансовую ответственность за снабжение мятежных регионов газом. Однако хитрость в том, что две газоизмерительные станции на границе Ростовской области с ДНР и ЛНР есть в контракте с "Нафтогазом" от 2009 года. А поскольку с ноября 2014 года Украину из-за систематического нежелания платить за газ перевели на предоплату, получалось бы, что поставки шли напрямую в Донецк и Луганск, а платил бы за них Киев.

И о чудо. Вечером того же дня Киев заявил, что волшебным образом газопровод починился. Однако, видимо, ребята уже вошли во вкус. В итоге поставки на Донбасс так и не начались, зато резко — более чем в три раза — была увеличена заявка на российский газ. Идея понятна: быстренько выбрать оставшуюся предоплату, и тем самым не дать России возможность поставлять газ в ДНР и ЛНР, списывая его стоимость с аванса "Нафтогаза".

Вот тут мы и получаем классическую историю про то, как назло бабушке надо отморозить уши. Киев просит отгружать ему в сутки 114 млн кубометров газа. И жалуется, что "Газпром" заявку удовлетворяет не полностью. Но фокус в том, что украинской предоплаты осталось чуть более чем на 200 млн кубометров. Если брать "хотелки" Киева, предоплата кончится уже к обеду четверга. Если чуть ограничить поставку — то к концу недели. Сути это не меняет. Киев явно не намерен вносить новую предоплату. Да, собственно, он 24 числа об этом открыто заявил, причем в ультимативной форме. Напугал "Газпром" тем, что денег больше вперед платить не будет. Не будет — так не будет. Как говорится, утром деньги, вечером стулья. Нет денег — нет газа. А заявления Киева напугают не "Газпром", а украинских потребителей.

Давайте посмотрим, как же будут жить Киев и Донбасс. Чучело зимы, мы, конечно, сожгли в Масленицу, но вообще-то отопительный сезон еще продлится несколько недель. Поставки газа в Донецк и Луганск могут быть продолжены — скажем, в виде гуманитарной помощи. Или же их можно записать как долг "Нафтогаза". Понятно, что его будет трудно взыскать. Но тогда выходит, что Киев сознательно экономически отрезает Донецк и Луганск от "материковой" Украины. А потом жалуется, что ДНР и ЛНР не хотят в нее возвращаться.

Но, главное, это никак не решит проблем самого Киева. При подъеме газа из хранилищ существуют технологические ограничения. Реверс тоже не выручит. Варианта без российского газа два. Либо воровать из транзитных объемов. Но что тогда сказать Брюсселю? Либо же рушить потребление. Давайте посмотрим, как живет сегодня украинская промышленность. Январь 2015 года — минус 20% к пошлому январю. Это и в химии, и металлургии, а в машиностроении даже больше: минус 30%. Деиндустриализация в чистом виде. Бьют по Донбассу — попадают по себе.

Вся лента