Высокоскоростное торможение

Государство не нашло денег на ВСМ Москва — Казань

У ОАО РЖД вновь возникли сложности с амбициозным проектом строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань стоимостью 1,068 трлн руб. Хотя правительство формально одобрило проект, монополия, у которой и без того много проблем с инвестпрограммой, до сих пор не дождалась обещанных из бюджета 6 млрд руб. на начало работ, зато получила настойчивое предложение разделить расходы.

В текущей экономической ситуации вряд ли стоить рассчитывать на то, что строительство дороги начнется

Фото: Надалинский Евгений, Коммерсантъ

В пятницу глава Минэкономики Алексей Улюкаев заявил, что правительство не отказывалось от выделения средств на проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань (ВСМ-2), но подчеркнул, что ОАО РЖД также должно участвовать в финансировании. Министр ожидает, что стороны разделят расходы «примерно пополам». Так господин Улюкаев ответил на претензии президента ОАО РЖД Владимира Якунина, который днем ранее пригрозил свернуть проект, если в первом квартале монополия не получит обещанных государством 6 млрд руб. на начало проектных работ. Топ-менеджер пояснил, что задержка финансирования тормозит объявление конкурса на выбор проектировщика, запланированного на февраль.

В ОАО РЖД обсуждать слова господина Улюкаева отказались, но источник „Ъ“ в монополии утверждает, что она готова пойти навстречу Минэкономики и найти 3 млрд руб. Это подтвердили в ОАО «Скоростные магистрали» (принадлежит ОАО РЖД и реализует проект ВСМ-2), уточнив, что сначала в любом случае необходимо получить постановление правительства РФ «о выделении хотя бы какой-то суммы».

Проект ВСМ Москва — Казань предметно обсуждается с 2012 года. Новая дорога протяженностью 770 км призвана сократить время в пути между городами с 11,5 до 3,5 часов. По последнему плану магистраль планировали построить в четыре этапа: первый участок Москва — Владимир должно построить ОАО РЖД (384,1 млрд руб., из них 31 млрд руб. — собственные средства), участки Владимир — Нижний Новгород, Нижний Новгород — Чебоксары и Чебоксары — Казань — концессионеры (684,4 млрд руб.). При этом большую часть проекта должно профинансировать государство. Линию изначально планировалось запустить к чемпионату мира по футболу 2018 года, но в последнем варианте графика строительства от января указан срок ввода в декабре 2020 года.

Несмотря на кризис в российской экономике и планы по сокращению бюджета, премьер Дмитрий Медведев в конце декабря прошлого года поддержал реализацию проекта, поручив Минфину, Минэкономики и Минтрансу найти 6 млрд руб. на 2015 год и 14,9 млрд руб. — на 2016-й для проведения инженерных изысканий и подготовки проектной документации. Но в результате встал вопрос, какие проекты придется из-за этого секвестировать, и Минфин запротестовал, рассказывает источник „Ъ“ в одном из профильных ведомств. В пятницу в Минтрансе посоветовали обратиться за разъяснениями в Минэкономики, а там — в Минфин, где на запрос не ответили.

Даже 3 млрд руб. из бюджета будет достаточно для начала проектных работ по ВСМ, считает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Но, добавляет он, в текущей экономической ситуации вряд ли стоить рассчитывать на то, что строительство дороги начнется в ближайшие три года. Собеседник „Ъ“ в правительстве уточняет, что и выделение полных 20,9 млрд руб. не гарантирует реализации проекта. «Мы должны понять — рентабельно строить эту магистраль или нет и, если после завершения проектных работ ответ окажется отрицательным, вряд ли что-то получится», — заявил он. Но источник „Ъ“ в железнодорожной отрасли считает, что судьба ВСМ во многом зависит от политической воли и она может быть реализована даже в убыточном варианте, как недавнее восстановление электричек по распоряжению президента Владимира Путина.

Юлия Галлямова

Вся лента