«Нам важно показать, что умеет современное искусство»

О новых возможностях «Арсенала» директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ Анна Гор

— Анна Марковна, что изменилось в «Арсенале»?

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

— Общая площадь «Арсенала» теперь почти 7000 квадратных метров. Из них 2000 — это экспозиция, собственно выставочные пространства. Кроме этого, еще много разных затей: есть детский центр, медиатека, два кафе, холлы рекреации. Есть масса вещей, которые позволяют делать художественные эксперименты и «упаковывать» знания об искусстве. Например, студия звукозаписи, телевизионная студия, мастерские художников, мастерские для экспозиционных нужд, репетиционный зал с возможностью для танцев со специальным деревянным полом, киноконцертный зал и т.д. На самом деле это большой и очень разнообразный по начинке дом современной культуры, если пользоваться старым стандартным определением. Но, конечно, главное, вокруг чего все собирается, это современное искусство, современный подход к визуальному знанию, репрезентации, интерпретации и т. д. Наша задача, как мы сами ее определяем, — показывать современное искусство в широких культурных контекстах, этим и будем заниматься. Однако мы этим занимаемся уже давно, так что в этом смысле никаких особых новостей не будет, просто этого всего будет больше и серьезнее.

— Какие тенденции в культурной среде города можно отметить с появлением «Арсенала»?

— Вы знаете, чтобы говорить о том, «виноват» ли в чем-то «Арсенал», мы должны провести специальные исследования. Это отдельная работа, довольно дорогостоящая: социологические опросы, глубинные интервью, фокус-группы — всего этого мы, конечно, не делали. Мы можем, что называется, на глазок понять. У меня есть такое ощущение, что в Нижнем Новгороде в последнее время заметны неформальные и негосударственные культурные инициативы, по преимуществу молодежные. Масса всяких идей: городские уличные фестивали, небольшие клубные пространст­ва, галереи, способы коммуникации — типа «Ресторанного дня». Разные интересные штуки, которые люди делают сами для себя. Не потому, что их наняли на эту работу, а потому, что им хочется это сделать. Это вещь, которая, конечно, «Арсеналом» сильно поддерживается — мы по возможности этим инициативам помогаем и как-то их сопрягаем с нашими возможностями. Мне кажется, это веление времени: полагаться только на себя и делать то, что интересно самим, — авось и другим пригодится.

Мы хотим, чтобы горожане и ученые по-новому прочитали текст, который называется «Нижний Новгород»

— Каковы планы «Арсенала» в этом году? Экспозиции, проекты, фестивали, гости?

— Самый главный наш проект — выставка, которую мы называем инаугурационной, поскольку это такое торжественное посвящение в музеи. Эта выставка называется «Музей великих надежд». Она посвящена культурным героям Нижнего Новгорода — деятелям науки и культуры, которые здесь или жили, или родились, или работали, но по своему значению вышли явно за рамки нашего региона. О них будет рассказано средствами современного искусства, но представлены будут и документы, произведения из других музеев, некоторые артефакты. Мне и моим коллегам кажется, что первая выставка должна быть обращена к городу, должна быть интересна в первую очередь горожанам. Нам важно показать, что умеет современное искусство, но не в абстрактном режиме, а применительно к тем героям, которые всем хорошо известны, но на которых можно посмотреть по-новому. Это очень важный момент, поэтому такая выставка будет работать долго, чтобы все ее успели посмотреть, — почти полгода. Она будет сопровождаться очень обширной параллельной программой, разного рода интеллектуальными историями, встречами, лекциями. Запланированы даже так называемые резиденции исследователей-интеллектуалов. Люди, которые пишут о культуре, будут приезжать в наш город из самых разных мест — от Лондона до Москвы и Петербурга, чтобы исследовать Нижний Новгород в течение нескольких дней, а потом писать текст, позволяющий создать новую картину, новый образ города. Они предпримут попытку современного описания города, затем вместе с нашими нижегородскими исследователями обсудят эти работы, а потом тексты будут опубликованы. Мы хотим, чтобы горожане и ученые по-новому прочитали текст, который называется «Нижний Новгород».

Летом мы планируем — лето как раз располагает к этому — обратиться к такому своеобразному виду искусства, как стрит-арт — искусство в городе. Мы хотим его показать на примерах не только нашей страны. У нас есть, пока еще не совсем подтвержденная, идея представить международную частную коллекцию произведений стрит-арта. Затем мы обязательно сделаем какой-то проект, связанный с литературой, и он будет приурочен к нашему традиционному фестивалю текстов об искусстве имени Джорджо Вазари. «Вазари-фест» будет сопровождаться выставкой «Русская хрестоматия» — современные художники расскажут о классической русской литературе. Еще очень важная тема для нас, которая идет сквозной линией через нашу работу, это то, что называется science art — научное искусство. Искусство, которое работает на грани науки и собственно художественного образа, когда художник работает рука об руку с исследователем и визуализирует современные научные гипотезы.

Ну, а в конце года, под Новый год, мы сделаем необычную выставку «Страшная сказка для взрослых, добрая для детей».

— Новые площади открываются выставкой «Музей великих надежд». Какие надежды вы связываете с ее открытием?

— Надежды на то, что работа встанет на прочные рельсы, благо рельсы у нас есть: в нашем дворе они специально проложены и должны превратиться в своеобразный арт-объект. По ним будет двигаться платформа с произведениями искусства или, например, с музыкантами. Вот эти рельсы — они как бы символ нашей устойчивости. Впрочем, есть и количественное пожелание, мне бы очень хотелось, чтобы оно сбылось: в 2014 году в «Арсенал» пришли почти 72 тысячи человек. Вот если в новом году к нам придет 100 тысяч человек, то я буду считать, что это очень хорошо. Надо сказать, для музея нашего масштаба это такая международная цифра. К ней мы и начнем стремиться.

Беседовала Ирина Аллеман

Вся лента