«На себя любимого»

Татарстан увеличил расходы на публикации в СМИ о достижениях власти

Медиаполитика властей Татарстана, которые ежегодно тратят на поддержку государственных СМИ более 1 млрд руб., подверглась критике президентского движения «Народный фронт „За Россию”» (ОНФ). В ОНФ заявили, что республика не исполнила поручение Владимира Путина сократить расходы на освещение деятельности чиновников в прессе. В региональном штабе «фронтовиков» траты чиновников называют оправданными, считая, что бюджетные средства идут на «поддержку журналистов в районах», а не «на себя любимого».

Глава аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров предложил СМИ довольствоваться тем, что есть

Фото: Марсель Бадыкшин

Вчера ОНФ распространил сообщение, в котором обвинил регионы в «наращивании трат на пиар», несмотря на рекомендации Владимира Путина оптимизировать расходы на информационное освещение деятельности органов власти на местах и дефициты бюджетов. «Фронтовики» заявляют, что «многие регионы не только не снизили затраты, но в ряде случаев нарастили их». Так, согласно анализу экспертной группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», в 2015 году субъекты запланировали бюджетные расходы на СМИ в размере 36,3 млрд руб. против 33 млрд руб. в 2014 году. Рост трат регионов на информационные услуги увеличится более чем на 3 млрд руб., сказано в сообщении.

«Наше исследование зафиксировало, что поручение президента об оптимизации расходов на пиар на сегодняшний момент не выполнено», — говорит сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева. Она полагает, что, «несмотря на растущие цифры бюджетных трат, региональная и муниципальная пресса зачастую находится на грани выживания». По ее словам, деньги, которые получают местные редакции, «превращаются в „плату за молчание”», в результате издания «лишают себя возможности поднимать острые, актуальные темы, ориентированные на интересы читателей, и повышают экономический спрос на свою продукцию». «Такой рост бюджетов на СМИ нас вовсе не радует», — заключила госпожа Тимофеева, пообещав направить свои предложения по этому поводу в Минфин РФ.

Среди лидеров по бюджетным расходам на СМИ — Татарстан. По данным ОНФ, республика намерена потратить на информационные услуги в 2015 году 1,169 млрд руб. Большие расходы запланированы только у Москвы (13,6 млрд руб.), Московской области (3,03 млрд руб.), Ямало-Ненецкого автономного округа (1,8 млрд руб.) и Санкт-Петербурга (1,24 млрд руб.). Рост запланированных расходов Татарстана, по сравнению с 2014 годом, составил 16 млн руб.

Напомним, Татарстан ежегодно тратит на финансирование государственных СМИ не менее 1 млрд руб. (или около 300 руб. на одного жителя республики). Основную поддержку получает правительственное ОАО «Татмедиа» (контролирует более сотни газет, телекомпаний и радиостанций) и телерадиокомпания «Новый век» (ТНВ, 51,58% акций компании принадлежит ГК ТАИФ, остальное — министерству земельных и имущественных отношений Татарстана). В частности, в прошлом году на «распространение социально значимой, общественно-политической информации и информирование населения» о деятельности власти «Татмедиа» выиграло тендер стоимостью 319,5 млн руб., ТНВ — 241,3 млн руб. Распределяет средства республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям.

Получить комментарии в агентстве „Ъ“ вчера не удалось. Глава аппарата президента Татарстана, председатель совета директоров ОАО «Татмедиа» Асгат Сафаров на заседании республиканского ведомства в понедельник дал понять, что в текущем году расходы регионального бюджета на СМИ не увеличатся. «Надо довольствоваться тем, что у нас есть», — сказал он. При этом он признал необходимость «дополнительных средств» на реализацию стоящих перед госжурналистами задач: «духовного и нравственного воспитания» населения, «формирование чувства сопричастности» и культа «людей труда», «продвижение историко-культурного наследия Татарстана как на российском, так и на международном уровне», а главное — «донесение достоверной, всесторонней информации» в ходе предстоящих осенью выборов президента Татарстана. Однако господин Сафаров сказал, что дополнительных денег на это «сегодня, к сожалению, нет».

Сопредседатель регионального штаба ОНФ Александр Лаврентьев не считает, что татарстанские власти «тратятся на пиар». «Деньги выделяются не на освещение их деятельности, а на поддержку журналистов в районах. Чтобы в Татарстане президент себя любимого… да на первой полосе… и чтобы о нем с утра до вечера говорили, чтобы фетиш делать — такого у нас в регионе нет», — заверил „Ъ“ господин Лаврентьев, но пообещал «сделать запрос» по поводу роста расходов.

Журналист, член Общественной палаты Татарстана Юрий Алаев соглашается с заявлением центрального штаба ОНФ: «Этот вопрос о том, что мы с вами дотируем заведомо неконкурентоспособные государственные СМИ неоднократно поднимался». Он объясняет поддержку властями прессы так: якобы СМИ разъясняют, какие меры принимают власти, «появляется обратная связь, и политика властей становится эффективней». Впрочем, полагает он, «это заблуждение»: «Такая монотонная информация, что сделал и что сказал начальник, плохо воспринимается. Зачастую все проходит мимо ушей».

Кирилл Антонов

Вся лента