ГИБДД меняет правила детского движения

Детей ростом выше 150 см можно будет перевозить без кресла

Действующие ПДД могут быть изменены таким образом, чтобы граждане не могли использовать для перевозки детей адаптеры ремней безопасности: разрешены будут только автокресла. С этой идеей выступили эксперты Российского Красного Креста и НАМИ, ее поддержали и в ГИБДД. Кроме того, в Госавтоинспекции обсуждают новый критерий, обязывающий родителей применять кресло: рост ребенка до 150 см

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Поправки в ПДД во вторник предложили внести представители Российского Красного Креста (РКК) и Государственного научного центра РФ НАМИ. Сегодня в правилах сказано: в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, дети возрастом до 12 лет должны перевозиться с использованием «удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка» или «иных средств», позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. «Необходимо внести в ПДД однозначное определение детского удерживающего устройства и исключить из правил формулировку “иные средства”»,— заявила председатель РКК Раиса Лукутцова. По ее словам, это необходимо, чтобы вывести из оборота ассортимент удерживающих устройств, которые не являются «сертифицированными креслами». Сегодня, к примеру, можно купить «направляющие лямки» и «корректоры», меняющие направление ремня безопасности, а также различные адаптеры и фиксаторы (исследование ВЦИОМа показало, что эти устройства используют 30% родителей).

Как пояснил “Ъ” заместитель гендиректора НАМИ Денис Загарин, адаптеры и направляющие опасны тем, что опускают диагональную лямку ремня безопасности, при этом поднимают нижнюю лямку, проходящую по бедру. «В итоге нагрузка при ударе приходится не на самые крепкие кости, а на живот, что может быть смертельно опасным»,— пояснил “Ъ” господин Загарин. По его словам, такого рода устройства уже давно запрещены в большинстве стран. «Мы рекомендуем принять закон, предписывающий использование только официально сертифицированных детских удерживающих систем, а также рассмотреть запрет на продажу устройств, не отвечающих стандарту»,— сказала госпожа Лукутцова.

По данным РКК, сегодня детская смертность в России при ДТП почти втрое выше, чем в странах Европы: в 2014 году свыше 500 детей, являвшихся пассажирами автомобилей, погибли в авариях, еще более 9,4 тыс. были ранены. О проблеме роста смертности в ДТП с участием детей ранее говорила и ГИБДД — эта негативная тенденция наблюдается еще с 2010 года.

В ГИБДД уже работают над изменением правил, чтобы решить проблему с автокреслами. В Госавтоинспекции говорят, что необходимо придумать такую универсальную формулировку для детских удерживающих устройств, чтобы в случае появления на рынке новых сертифицированных автокресел они не подпали под запрет. Одновременно с этим решается вопрос о том, каких детей необходимо перевозить в креслах. Сегодняшняя привязка к возрасту (12 лет) уже устарела. ГИБДД хочет ввести дополнительный ориентир — рост ребенка до 150 см. «В мире не существует кресел, которые способны вместить подростка выше 150 см,— пояснил “Ъ” Денис Загарин из НАМИ, один из инициаторов поправок.— Кроме того, сегодня дети растут очень быстро и 11-летний ребенок может быть гораздо выше 150 см. Ну и, наконец, инспектору при проверке на дороге гораздо проще измерить подростка рулеткой, чем определять его возраст. Ведь возить с собой свидетельства о рождении родители не обязаны».

Президент организации «Движение без опасности» Наталья Агре предлагает, в свою очередь, не спешить менять ПДД. «Сегодня, несмотря на проводимые испытания, у нас еще нет четкой уверенности в том, какие удерживающие устройства реально опасны,— говорит она.— Если сейчас внести изменения в правила, то родители побегут в магазины покупать кресла, а их также очень много некачественных, буквально разваливающихся на части при ударе. И не понятно, что опаснее в такой ситуации — адаптер или такое кресло». По мнению Натальи Агре, сначала необходимо доработать требования к конструкциям кресел и убрать с рынка весь несертифицированный контрафакт, а затем уже вводить запреты на уровне ПДД. Скептически она восприняла и идею ввести критерий роста для применения кресел. «С трудом себе представляю, как инспектор на дороге будет замерять детей сантиметром. С учетом планируемого сокращения кадров в ГИБДД, боюсь, для контроля перевозок детей сотрудников не хватит,— говорит она.— Не думаю, что переход с возраста на рост изменит ситуацию: родители, которые детей в креслах не возят, по-прежнему не будут делать»

Иван Буранов


Какая дорога ведет к штрафу

Привело ли к планировавшимся результатам предпринятое год назад масштабное ужесточение наказаний для водителей-нарушителей? Стали ли граждане строже соблюдать ПДД под угрозой крупных штрафов и лишения прав? Специально для "Ъ" ГИБДД РФ представила данные о совершенных водителями за это время нарушениях, которые отнюдь не свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению числа правонарушений. Читайте подробнее

Почему пьяным штрафы не помеха

В 2014 году число аварий с участием пьяных водителей выросло на 19,2%. Более 30 тыс. граждан ранее уже наказывались за нетрезвую езду. Это следует из годового отчета ГИБДД России. Усиленные полтора года назад санкции за пьяное вождение нужного эффекта не дали, говорят в Госавтоинспекции. Читайте подробнее

Вся лента