Дорожный просвет

Правительство РФ приняло к рассмотрению проект постановления, в соответствии с которым между российскими субъектами будет распределено почти 70 млрд руб. на строительство дорог. Как считают в кабинете министров России, данная мера позволить удвоить объем дорожного строительства.

Деньги для регионов

Проект постановления правительства России о распределении между регионами страны средств на дорожное строительство рассматривался на заседании кабинета министров 22 января. Предполагается, что деньги пойдут на выполнение мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям правительства РФ в рамках подпрограммы "Дорожное хозяйство" государственной программы "Развитие транспортной системы".

В соответствие с замыслом кабмина, предлагается распределить 69,319 млрд руб., предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", между бюджетами субъектов федерации. Эти средства позволят увеличить в ближайшее десятилетие объемы строительства и реконструкции автомобильных дорог в два раза по сравнению с периодом 2003-2012 годов. Об этом, напомним, говорил президент в послании Федеральному собранию.

Чтобы получить деньги, российские субъекты должны направлять в региональные дорожные фонды средства в объеме не менее фактически полученных доходов от уплаты акциза на нефтепродукты и транспортного налога на территории субъекта, а также использовать средства региональных дорожных фондов в полном объеме на финансирование дорожной деятельности.

Напомним, поручение Владимира Путина увеличить объемы строительства дорог в России, было опубликовано в конце мая прошлого года. До 1 июля главе государства должны были быть представлены предложения о двукратном "увеличении объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог". "Нам необходим настоящий прорыв в строительстве дорог,— заявлял президент.— В предстоящее десятилетие нужно как минимум удвоить объем дорожного строительства". Владимир Путин назвал это "реализуемой задачей".

По данным Росстата, в 2012 году общая протяженность дорог общего пользования в России составляла 1,2 млн км, из них 50,7 тыс. км — федеральные, 504 тыс. км — региональные и 728 тыс. км — местные дороги. С 2005 по 2012 год в России было введено около 700 тыс. км дорог. Таким образом, согласно поручению президента, в ближайшие десять лет должно быть построено примерно 1,4 млн км дорог.

На сегодняшний день в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы до 2020 года" общая протяженность федеральных автодорог должна увеличиться на 1,6 тыс. км — до 52,3 тыс. км. На эти цели выделено 4 млрд руб. По данным Росавтодора, в 2013 году общие расходы на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог было направлено 174,2 млрд руб., введены в эксплуатацию участки протяженностью 485,6 км — в 1,8 раза больше, чем в 2012 году. В 2015 году планировалось ввести 516,6 км (93,9% от ФЦП в связи с сокращением финансирования), в 2016-м — 496 км (70,7% от ФЦП). Будут ли эти цифры корректироваться, пока неизвестно.

До половины региональных автомобильных дорог находится в ненормативном состоянии. Некоторые регионы называют страшные цифры: Саратовская область — до 90%, Самарская — 70%, Кировская — 80%

Помимо озвученного на заседании правительства постановления Министерство финансов РФ подготовило законопроект, позволяющий компенсировать "выпадающие доходы" дорожных фондов субъектов в связи со снижением ставки акциза на бензин.

В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) пояснили, что в целях дополнительного стимулирования нефтяной отрасли в 2014 году был принят ряд законодательных решений, которые получили название "налогового маневра". В результате Минфином России подготовлен проект федерального закона, содержащего поправки к Налоговому кодексу Российской Федерации, устанавливающие ставки акциза существенно более низкие, чем ранее утвержденные ставки.

"Например, ставки акциза на 2015 год на бензин класса 5 были снижены с 7750 руб. за одну тонну топлива до 4200 руб. Это приводило к выпадению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, подлежащих направлению в дорожные фонды за 2015-2017 годы более чем на 550 млрд руб.",— пояснили в Федеральном дорожном агентстве. В итоге субъекты, в бюджеты которых шел акциз на бензин, недополучили средства. Вопрос о выпадающих доходах региональных дорожных фондов обсуждался на заседании президиума Госсовета РФ 8 октября прошлого года. Президент дал поручение компенсировать эти выпадающие доходы дорожных фондов.

Как сообщили в Росавтодоре, для компенсации "выпадающих доходов" региональных дорожных фондов планируется направить 813 млрд руб. "Данная сумма является результатом комплекса мер, нацеленных на покрытие дефицита доходов регионов из-за снижения ставки акциза на бензин. По расчетам на 2015-2017 годы, сумма "выпадающих доходов" оценена в 550 млрд руб.",— подчеркнули в ведомстве.

Темпы строительства

Как видно из вышеперечисленного, государство всерьез озаботилось состоянием дорог в стране и пытается исправить ситуацию. По крайней мере, если раньше мы только слышали призывы, то сейчас они подкрепляются какими-то вложениями. Тем более удивительно, что средства выделяются в период, не самый благоприятный с финансовой точки зрения. Складывается впечатление, что Россия решила пойти по пути США, которые именно строительство национальных магистралей вывело из Великой депрессии. Люди получили работу, а страна — развитую инфраструктуру.

Отметим, на сегодняшний день можно смело говорить, что до половины региональных автомобильных дорог находятся в ненормативном состоянии. Некоторые регионы называют страшные цифры: Саратовская область — до 90%, Самарская — 70%, Хабаровский край — 60%, Кировская область — 80%. Понятно, что эти цифры включают в себя еще и местные дороги, на которые у субъектов, как правило, хронически не хватает денег.

С федеральными трассами дело обстоит гораздо лучше. Сейчас в нормативном состоянии 52,6%, а по итогам 2015 года, как пояснили в Росавтодоре, планируется, что 62% дорог будет соответствовать нормам. Начальник ФКУ "Поволжуправтодор" (ФКУ "Большая Волга", обслуживает Рязанскую, Пензенскую, Ульяновскую, Саратовскую, Самарскую, Оренбургскую области и Республику Мордовия) Роман Залесинский говорит, что темпы строительства активно наращиваются: "По состоянию на 1 января 2015 года в семи обслуживаемых нами областях из 3412 км дорог недоремонт остается на 1347,2 км. Из них по М-5 "Урал" 549,6 км. Выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту должно идти непрерывно, так как на асфальтобетонном покрытии из-за возросшей интенсивности движения появляются различные дефекты. И даже если один год не выполнять ремонт, придется все это наверстывать: устранять недостатки с большими затратами сил и средств. Поэтому ремонт и капремонт — это процесс постоянный. Только лишь за 2014 год 24% от общей сети приведено в нормативное состояние. Если выдержать такие же темпы, то к концу 2018 года дорожная сеть, подведомственная нашему ФКУ, будет приведена в нормативное состояние".

В Росавтодоре уточнили, что при нынешнем финансировании задача удвоения объемов дорожного строительства к 2022 году на федеральных трассах решаема. "В настоящее время ведется ее поэтапная реализация. В 2013 году было введено в эксплуатацию 604 км федеральных автодорог, в 2014-м построено и реконструировано — 822,3 км. Если учесть, что за предыдущее десятилетие (2003-2012 годы) было построено 3800 км федеральных дорог, то всего к 2022 году необходимо ввести 7600 км. Росавтодор ведет строительные работы по заранее намеченному графику. Кроме того, в 2015 и 2016 годах будет проведена масштабная работа по созданию новых технологических заделов. Благодаря этому уже в 2017 году планируется увеличить объемы строительства дорог до 787 км, а в 2018-м — до 1097 км",— говорят в ведомстве.

Господин Залесинский также обращает внимание, что по уже заключенным контрактам деньги будут выделяться, "согласно плану". В пресс-службе ФКУ "Большая Волга" уточнили, что по содержанию дорог все контракты заключены еще в 2012 году сроком на 5,5 лет, что гарантирует их оплату. "Также гарантировано финансирование всех переходящих объектов строительства. Установленные сроки реализации проектов остаются без изменений, а некоторые из них, мы надеемся, будут сданы досрочно,— говорят в ФКУ.— Новые контракты рассматриваются и будут реализовываться в соответствии с приоритетами".

Приоритетные объекты

Приведение в порядок федеральных дорог, как правило, производится из федерального же бюджета. Ремонтом и строительством обычно занимаются местные предприятия, однако в зоне действия ФКУ "Большая Волга" до 15% подрядов приходится на ПАО "Волгомост". Акционерное общество работает более чем в 15 регионах России. На сегодняшний день у "Волгомоста" 29 завершенных и 16 строящихся объектов. В конце ноября прошлого года был открыт участок автодороги у села Елшанка на федеральной трассе Саратов--Сызрань--Волгоград. Реконструкция дороги протяженностью 14,4 км началась в 2013 году в рамках федеральной программы "Развитие транспортной системы России". Общая стоимость ремонта составила 2,8 млрд руб. В планах — строительство 30-километрового обхода Саратова. В "Большой Волге" отмечают, что компанию выделяет высокое качество исполнения работ и соблюдение сроков.

"В целом наши подрядчики всегда выдерживают сроки строительства. И есть тенденция к их существенному сокращению. В этом году введено 37,2 км новых автодорог и отремонтировано рекордное количество федеральных трасс — 785 км. К примеру, в Рязани досрочно на один год сдали крупную транспортную развязку трассы М-5 "Урал" на 182-м километре. В Самарской области на год раньше срока завершено строительство подъезда к Оренбургу от автомобильной дороги М-5 "Урал" км 96--км 147. Этот объект, построенный ПАО "Волгомост", является в 2014 году рекордсменом во всей РФ — это самый протяженный участок построенной автодороги 32,4 км с тремя искусственными сооружениями общей длиной 519,6 погонных метров",— говорит Роман Залесинский.

По его словам, в будущем году запланировано построить и отремонтировать 442,9 км автодорог, в том числе построить 41,5 км новых автодорог. В Пензенской области планируется завершить реконструкцию автомобильной дороги М-5 "Урал" — от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 634--км 645 с мостом через реку Сура в обход Пензы. В Самарской области заключен контракт и началось строительство Тольяттинской развязки на 974-м км трассы М-5 "Урал". Это будет магистральная дорога скоростного движения протяженностью 4 км. Развязка пройдет третьим уровнем, по завершении строительства произойдет разделение транзитного и местного транспорта, что разгрузит город Тольятти, так как существующая трасса перегружена как транзитным, так и городским транспортом. В Ульяновской области началась реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" на участке 814-835 км. В Рязанской области продолжится строительство объекта на участке 241-245 км. Там же завершается строительство сложной транспортной развязки на 184-м км дороги М-5 "Урал". Еще один объект в Рязанской области — строительство на 248-258 км трассы М-5 "Урал" автомобильной дороги первой категории.

Если учесть, что за предыдущее десятилетие (2003-2012 годы) было построено 3800 км федеральных дорог, то всего к 2022 году необходимо ввести 7600 км. Росавтодор ведет строительные работы по заранее намеченному графику

В Саратовской области в 2015 году будет введен в эксплуатацию 11-километровый участок автомобильной дороги 1Р 228 Сызрань--Саратов--Волгоград, "Волгомост" достраивает участок 250-265 км в обход села Елшанка. Новый объект позволит увеличить пропускную способность и скорость движения автомобильного транспорта, уменьшить среднее время поездки между городами Сызрань и Волгоград, снизить негативное воздействие транзитного транспорта на окружающую среду в жилой застройке. В 2014 году уже досрочно введен в эксплуатацию второй этап протяженностью 3,41 км.

Строительство всех этих объектов увеличит пропускную способность, улучшит экологическую обстановку в населенных пунктах и окажет положительное влияние на безопасность дорожного движения по федеральной трассе. И только по М-5 "Урал" это дороги общей протяженностью более 100 км.

"Хочу обратить особое внимание, что в 2015-2016 годах ФКУ создаст новые проектные решения и технические заделы на будущее для дополнительного увеличения объемов строительства. Таким образом, к 2022 году удастся выполнить указание президента об удвоении дорожного строительства. Финансирование полностью соответствует необходимым потребностям для реализации данной программы",— отметил господин Залесинский.

Сергей Петунин

Вся лента