«Лайф.Среда» приобрела iBoxPro

Российская компания выходит на рынок платежей Юго-Восточной Азии

Венчурный фонд «Лайф.Среда» объявил о покупке сервиса мобильного эквайринга iBoxPro. В результате сделки, оценивающейся до $10 млн, россияне выйдут на растущие рынки Вьетнама, Индонезии и Таиланда.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

О сделке «Лайф.Среда» и iBoxPro “Ъ” рассказали в российском венчурном фонде. Информацию подтвердил один из партнеров платежного сервиса LifePay (входит в «Лайф.Среда»). По итогам сделки LifePay и iBoxPro будут объединены в отдельную компанию LifePay Global со штаб-квартирой в Сингапуре. Ее основой станет база клиентов iBoxPro, работающей во Вьетнаме, Индонезии и Таиланде. Совокупная база LifePay Global составит 20 тыс. клиентов и 50 тыс. мобильных терминалов с оборотом $4 млн в месяц. Сумма сделки не раскрывается. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, цена могла составить до $10 млн.

Мобильные платежные терминалы позволяют проводить денежные операции при помощи ридера — небольшого специального устройства, подключенного к смартфону или планшету. LifePay зарабатывает за счет комиссии 2,7% с каждой трансакции по карте. По информации базы «СПАРК-Интерфакс», выручка ЗАО «ЛайфПей» в 2013 году составила 20,4 млн, чистый убыток — 55,1 млн руб. Инвестиции в LifePay составили $2,6 млн — эти средства в 2012 году предоставил «Лайф.Среда». В российском венчурном фонде заявили, что будут контролирующим акционером LifePay Global.

У объединенной компании уже есть партнерское соглашение с одним из крупнейших вьетнамских банков TechComBank и национальной платежной системой BankNet. В Индонезии LifePay Global договорилась с крупнейшей в стране финансово-торговой группой Mayapada. В России LifePay Global сотрудничает с Пробизнесбанком, Бинбанком и ВТБ 24. Во втором квартале 2015 года LifePay Global планирует запустить ряд новых услуг, включая, онлайн-кредитование, электронный кошелек и др. Объединенная компания планирует к концу 2015 года увеличить оборот до $40 млн. LifePay Global также планирует выход на китайский и филиппинский рынки. В «Лайф.Среда» объясняют интерес к Юго-Восточной Азии большим количеством предприятий среднего и малого бизнеса — ключевых клиентов мобильных платежей, а также слабой степенью развития финансовой инфраструктуры для компаний-эквайеров.

По оценкам «Лайф.Среды», в 2014 году в России объем трансакций, проведенных с помощью сервисов мобильных платежей, составил $73 млн. В странах Юго-Восточной Азии примерно столько же: $70 млн, зато в Китае — уже $7 млрд. Для сравнения: на самом насыщенном рынке — США — объем мобильных трансакций в 2014 году составил $41 млрд.

Интерес к технологии мобильных платежей и в России, и в других странах проявляют те сегменты бизнеса, которым традиционный эквайринг по разным причинам неудобен или которые хотят начать принимать безналичные платежи как можно скорее, рассказывают в «Яндекс.Деньгах». «Это малые и микропредприятия, занимающиеся розничной торговлей, доставкой товаров или оказанием услуг на месте (таксисты, страховые агенты и т. п.). Спрос на этот метод приема оплаты только растет: так, оборот платежей, проходящих через мобильные терминалы “Яндекс.Денег”, растет в среднем на 25% ежемесячно,— говорят в компании.— В некоторых азиатских странах это действительно может стать альтернативой оплате наличными — например, в Таиланде или Индонезии». Но Китай в этом плане шагнул вперед, и здесь предприниматели могут принимать безналичную оплату через Alipay по QR-коду, безо всякого дополнительного оборудования. Чтобы занять долю на этом рынке, нужно предложить что-то новое, резюмирует руководитель проекта мобильных терминалов «Яндекс.Денег» Олег Никитин.

Роман Рожков

Вся лента