«В этом году на дорогах творится что-то аномальное»

Столичные дороги пустеют из-за кризиса

Москва и Санкт-Петербург по итогам 2014 года попали в десятку городов мира с самыми загруженными дорогами. Координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов полагает, что рейтинг уже утратил свою актуальность. Господин Шкуматов ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Рейтинг составлен компанией Castrol. Санкт-Петербург оказался на пятом месте, Москва — на шестом. Других европейских городов в верхней части рейтинга нет. Его возглавляет индонезийская столица Джакарта, следом идут Стамбул, Мехико и Сурабая. Список самых загруженных мегаполисов составлялся на основе информации о том, сколько раз водители в среднем трогаются и останавливаются за время поездки. Эти цифры умножались на среднее расстояние, которое жители города проезжают ежегодно.

— Как вы считаете, насколько объективен этот рейтинг?

— Дело в том, что рейтинг не совсем объективен, а с учетом происходящего в нашей экономике, он уже и не очень актуален. Дело в том, что сейчас, особенно после Нового года, мы живем уже в новой реальности. Обратите внимание, сейчас на дорогах снегопад, но, тем не менее, Москва едет, в Москве пять баллов. И то же самое наблюдалось пару дней назад. Если мы посмотрим на аналогичные дни в феврале 2014 года или 2013 года, то совершенно нормальным явлением было семь-восемь-девять баллов на дорогах. То есть, на самом деле, мы видим, что машин на дорогах стало меньше. Почему меньше: мы делаем прогноз, что это связано с экономическим кризисом. Дело в том, что бюджет Москвы в этом году тоже собрал почти на 40% меньше денег, нежели в прошлом году. Эти данные публикуются на сайте "Открытый бюджет" города Москвы. И это говорит о том, что упали доходы от НДФЛ. Это означает, что довольно много людей потеряли работу, и сейчас эти данные исследования Castrol не очень актуальны, и ситуация довольно динамично меняется.

— Это исследование все-таки за прошлый год. Я понял вашу позицию, что ситуация изменилась сейчас. Как вы считаете, дальше пробок будет, может быть, только больше, может быть, не все еще вернулись в столицу, и мы вернемся к показателям и в восемь баллов, и в девять?

— Единственный, кто еще не вернулся в столицу, это студенты. У студентов со следующей недели начинаются занятия. Но мы все-таки сравниваем пробочную ситуацию не с прошлыми месяцами, мы сравниваем с прошлыми годами.

У нас есть такие массивы информации, данных, мы их собирали, и абсолютно точно можно сказать, что в этом году что-то на дорогах творится аномальное: они аномально свободны, причем не только в Москве, где часть эффекта можно приписать расширению зоны платных парковок, но и в Санкт-Петербурге, и в других городах, где мы тоже ведем мониторинг.

Везде идет спад активности. И я, конечно, очень надеюсь на то, что деловая активность выйдет на прежние уровни. Пробки прямо пропорциональны уровню деловой активности и уровню валового, как минимум, регионального продукта.

— То есть пробки — своеобразный индикатор, получается? Петр, а по-вашему, насколько эта хитрая система подсчета Castrol Magnatec отражает реальную ситуацию с пробками?

— Система, конечно, хитрая, но она просто показывает количество светофоров в городе и количество бессветофорных магистралей. То есть, грубо говоря, если в Москве около 2 тыс. светофоров, города-мегаполисы, где светофоров и 5 тыс., и 7 тыс. мы здесь получаем странную цифру, которую надо нормировать на количество светофоров, на протяженность улично-дорожной сети. Мы знаем, что в Москве она одна из самых худших в мире. Дорог у нас меньше, чем в Лондоне, например, в том же самом, в четыре раза, поэтому говорить здесь надо о том, что в Москве чаще останавливаются, чаще трогаются. Но причина этого неясна, — может быть, это пробки, а может быть, это светофоры, а может быть, это какие-то другие явления. Напрямую увязать такие частые старты и остановки с пробочной ситуацией, это как-то притянуто за уши.

— Если обсуждать место Москвы в этом рейтинге, оно шестое, у Петербурга – пятое. По вашему мнению, не слишком отражает реальную ситуацию этот рейтинг. Вы бы на какое место Москву поставили, выше или ниже?

— Для того, чтобы объективно судить о ситуации, надо побывать во всех этих замечательных мегаполисах, а у меня, к сожалению, нет на это денег. Но, в любом случае, я могу сказать, что в прошлом году ситуация в Москве была довольно тяжелой, и, конечно, говорить о том, что Москва незаслуженно участвует в этом рейтинге, наверное, не стоит. На какое место передвинуть Москву — выше, ниже — это вопрос дискуссионный.

В любом случае, в этом году мы уже видим, что Москва, скорее всего, да и Санкт-Петербург тоже, должны выйти за пределы десятки худших городов мира. Но не по причине того, что у нас дороги появились или как-то лучше стали управлять дорожным движением, а просто по причине того, что для существующего уровня деловой активности нынешнего количества дорог вполне хватает.

— Да, плюс, конечно, в этом есть, но плюс такой сомнительный.

Вся лента