Авторынок упал

Импорт автомобилей на Дальнем Востоке снизился почти на треть

Ввоз иномарок через Дальний Восток в 2014 году упал на 30%, сообщил вчера на пресс-конференции во Владивостоке руководитель Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко. Эксперты считают, что падение даже более резкое, поскольку оно началось лишь в ноябре, а официальные данные приведены за весь год. Главной причиной специалисты называют ослабление рубля, из-за чего автомобили в национальной валюте подорожали примерно на 30%, хотя на зарубежных рынках машины даже подешевели на 16–17%.

Импортные автомобили на Дальнем Востоке подорожали в национальной валюте примерно на 30%, хотя на зарубежных рынках машины подешевели на 16–17%, отмечают эксперты

Фото: Владимир Павлов, Коммерсантъ

Дальневосточные таможенники вчера подвели итоги работы в 2014 году, главным событием которого стало существенное снижение импорта автомобилей.

«Мы отмечаем по прошлому году существенное снижение ввоза автотранспорта. Так, в 2013 году было ввезено 223,7 тыс. автотранспортных средств — автобусы, грузовые и легковые машины, а в 2014 году ввезли всего 157 тыс. машин. Снижение произошло на 30% в общем, — заявил господин Пашко. — На эту тенденцию повлияло несколько составляющих, но прежде всего, это ситуация во второй половине года, когда произошел обвал курса рубля. Могу привести интересную цифру: с учетом снижения ввоза автотранспорта мы недобрали 11 млрд руб. относительно той цифры, которая была в 2013 году». Он уточнил, что ввоз грузовых машин сократился в 1,8 раза, автобусов — в 1,7, легковых — на 28%.

В 2008 году через таможни Дальнего Востока было ввезено около 534 тыс. автомобилей. Однако после введения заградительных пошлин импорт иномарок резко сократился. В 2009 году ввоз автотранспортных средств через таможни ДВТУ по официальным данным ведомства сократился по объему более чем в восемь раз, по стоимости в шесть с половиной раз, а по платежам почти в пять раз. Впрочем, уже с 2010 года начался рост импорта, и в сравнении с 2009 годом было ввезено на 40% автомобилей больше. Положительная тенденция сохранялась до конца 2014 года, когда на фоне падения рубля цены на иномарки стали расти вместе с резким ростом спроса. В начале 2015 года автодилеры резко снизили объемы закупок автомобилей за рубежом.

«Падение на самом деле не 30%, а значительно более резкое, потому что цифра взята за весь 2014 год, а снижение ввоза началось только с ноября. Думаю, реальное падение составляет от 50 до 70%, — прокомментировал „Ъ“ руководитель компании MotoBay Андрей Гусев. — Главная причина — ослабление рубля. Валюта в конечной цене автомобиля составляет примерно 85%. Это и цена машины за рубежом и таможенная пошлина, которая даже без учета акцизов в цене автомобиля составляет 47%. Поэтому несмотря на то что в валюте автотранспорт даже подешевел на 16–17% из-за ослабления курса йены к доллару, в рублях он подорожал примерно на 30%».

По его словам, изменения на валютном рынке привели к смене приоритетов на авторынке. Если раньше было выгодно возить автомобили возрастом до пяти лет, то теперь — от трех до семи лет, так как именно эта категория подорожала меньше остальных из-за утилизационного сбора, который взимается в рублях. Эксперт полагает, что рынок «успокоится к марту, когда будут выкуплены все остатки и в продажу поступят автомобили, закупленные после падения рубля».

Олег Жунусов

Вся лента