Татарстану указали на религиозный курс

Патриарх Кирилл требует изучения православной культуры в школах республики

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обвинил власти Татарстана в нарушении прав православных, проживающих в республике. Как полагает глава РПЦ, чиновники не разрешают школьникам изучать основы православной культуры (ОПК) в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В итоге учащимся преподают только два модуля — светскую этику и мировые религиозные культуры. Чиновники Татарстана говорят, что это «свободный выбор родителей» школьников. Эксперты считают, что исключение ОПК из школьной программы «политическое» решение и направлено на то, чтобы не делить детей по религиозному признаку.

Патриарх Кирилл не согласен с «положением» в Татарстане

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

О том, что власти Татарстана не предоставляют школьникам права изучать основы православной культуры в рамках курса ОРКСЭ, патриарх Кирилл заявил в интервью журналу «Православное образование». «Есть и „уникальный“, можно сказать, регион — Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК — нельзя», — приводятся слова главы РПЦ на сайте Московского патриархата. Как считает патриарх, в республике «грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства», а также игнорируются решения президента РФ, правительства и министерства образования и науки. «С таким положением мы не можем согласиться как участники введения ОРКСЭ, представляющие в этом процессе интересы православного населения», — говорит патриарх Кирилл. Он пообещал, что церковь будет делать все возможное, «дабы переломить эту нездоровую ситуацию», и будет ставить «этот вопрос на самых различных государственных уровнях».

Напомним, ОРКСЭ преподается четвероклассникам с 1 сентября 2012 года. Курс состоит из шести модулей, из которых ученики (или их родители) вправе выбрать для изучения один. По итогам прошлого учебного года в целом в России почти половина учащихся (46%) выбрала модуль «Основы светской этики», ОПК — 20%, «Основы мировых религиозных культур» — 19%, «Основы исламской культуры» — 4%, «Основы иудейской культуры» и «Основы буддисткой культуры» — менее 1%. В Татарстане третий год подряд школьникам преподают курс лишь по двум модулям. Так, по данным республиканского министерства образования, в 2014 году почти 54% четвероклассников выбрали основы мировых религиозных культур, 46% — «светскую этику».

Чиновники Татарстана обвинения в навязывании школьникам модулей в рамках курса ОРКСЭ отвергают. Их выбор в республике осуществляется «в соответствии с законодательством», заявил «Интерфаксу» заместитель министра образования и науки Татарстана Ильдар Мухаметов. По его словам, «какому именно модулю дать предпочтение, определяют родители на соответствующих родительских собраниях». «За весь этот период мы не получили особых нареканий со стороны родителей по данному вопросу», — подчеркнул чиновник. Указывая на «свободный выбор родителей», он отмечает, что половина учащихся в равной мере изучают православную, исламскую, иудейскую и буддистскую культуры. Он заявляет, что «население понимает важность вопроса», а потому «отчетливо выступает» за недопустимость деления детей по конфессиональной принадлежности. «При этом мы не скрываем свои позиции о том, что интегрированный курс наиболее рационален, толерантно направлен», — добавил господин Мухаметов.

В Духовном управлении мусульман (ДУМ) Татарстана с позицией патриарха также не согласны. «Возможно, где-то есть административный ресурс, но я не думаю, что в республике злостно нарушаются религиозные права детей», — заявил „Ъ“ заместитель муфтия по образованию, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин. По его словам, жалобы от мусульман, что им не дают изучать модуль «Основы исламской культуры», в ДУМ «не доходили». «Мы, религиозные организации, заинтересованы в дополнительной трибуне, но у учителей есть опасения, что классы будут разделены по конфессиональному признаку», — говорит господин Мухаметшин. Он полагает, что при выборе курса родители ориентируются на авторитет президента республики Рустама Минниханова и его предшественника Минтимера Шаймиева, для которых «главное — сохранение межнационального и межконфессионального мира (господин Шаймиев в свое время называл «глубоко ошибочными» намерения ввести ОПК как обязательный предмет во всех регионах — „Ъ“)».

Отметим, что в отличие от мусульманской уммы представители РПЦ и ранее высказывали недовольство преподаванием ОРКСЭ в Татарстане. К введению в республике ОПК «наравне с основами исламской культуры» призывал в октябре прошлого года глава татарстанской митрополии Анастасий. «Опыт прочих регионов показывает, что преподавание основ религиозных культур не вызывает разделения среди детей. Каждый ребенок, занимающийся в той или иной группе, становится мудрее, обогащаясь знаниями своей религиозной традиции», — говорил митрополит. Как следует из статистики Минобрнауки РФ, кроме Татарстана в прошлом году ОПК не изучали только в Кабардино-Балкарии (школьники также выбирают только «светскую этику» и «основы мировых религиозных культур») и Ингушетии (большинство учащихся изучают основы исламской культуры). В Чечне ОПК выбрало 16 человек (все остальные — основы ислама). В соседних с Татарстаном республиках программу ОРКСЭ преподают по 4-6 модулям. В Башкортостане изучение православия выбрало 0,5%, ислама — 4%, в Марий Эл — 42% и 1,3%, Чувашии — 46% и 1,5%, Удмуртии — 15% и 0,2% соответственно (ряд школьников выбрало изучение буддистской и иудейской культуры).

Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев полагает, что заявление патриарха Кирилла не сможет повлиять на ситуацию в республике. «Не знаю, насколько оно правильно юридически, но такое решение властей политическое, оно направлено на недопущение сегрегации детей по религиозному признаку», — говорит господин Сергеев. Власти Татарстана, по его словам, «имеют большой политический вес, чтобы обосновать свое решение»: «Исламскую религию ведь тоже не выбирают».

Кирилл Антонов

Вся лента