«Причиной крушения может быть и неисправность самолета, и человеческий фактор»

При крушении истребителя НАТО в Испании погибли десять человек

Истребитель F-16, входящий в одну из эскадрилий НАТО, разбился в испанском Альбасете. Погибли десять человек — двое греков и восемь французов. Об этом заявил глава испанского правительства Мариано Рахой Брей. Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин обсудил ситуацию с ведущим "Коммерсантъ FM" Алексеем Корнеевым.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Не считая погибших, 21 человек пострадал. Истребитель ВВС Греции находился в Испании в рамках программы повышения квалификации пилотов НАТО.

— Что могло стать причиной крушения? В частности, этот самолет F-16: насколько он надежен, насколько часто с ним происходят подобные происшествия?

— Самолет неплохой, это основной истребитель, который стоит на вооружении многих стран НАТО — Турции, Греции, и не только натовских стран, например, Израиля, Венесуэлы, Пакистана. Он не новый — 1993 года издания, вышел в серию, но таких самолетов уже потеряно по разным причинам около 600 за это время. Но что стало основной причиной падения греческого самолета в Испании — наверное, разберется комиссия, которая там работает. Здесь могут быть разные причины: и неисправность самолета, и человеческий фактор. Если греческие пилоты прилетели туда на переподготовку, на повышение квалификации, значит, можно предположить, что квалификация у них была недостаточная для того, чтобы управлять этим самолетом. Может быть, резкий порыв ветра был, или, может быть, птица попала в двигатель, мы этого пока не знаем. Но то, что это случилось, трагедия, мы можем только выразить сочувствие и греческому народу, и французам, и немцам, которые пострадали. А причины могут быть самые разные.

— Я опять же цитирую ТАСС: французские эксперты подчеркивают, что в учениях принимали самые опытные из летчиков ВВС республики, все-таки что-то с самолетом.

— Наверное, но мы не знаем, какой налет у него. Самый опытный мог быть, нормальные средние налеты для натовских летчиков — 150-160 часов в год. Но у греческих пилотов, — их там было двое, — могло не быть такого количества налета по разным причинам, в том числе, и по экономическим — не хватает топлива, не все самолеты находятся в технически исправном состоянии. Поэтому для греческого пилота большой налет — 70-80 часов. И это не очень большая налетанность, как мы понимаем по среднему показателю для натовских летчиков.

Вся лента