"Толерантность и политкорректность зашли очень далеко"

Oxford University Press запретило упоминать в своих книгах свиней и колбасу. Такое решение одно из крупнейших мировых издательств приняло, чтобы случайно не оскорбить мусульман или иудеев. Ведущий "Коммерсантъ FM" Алексей Корнеев обсудил тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Под запрет попали свиньи из игры Angry Birds и свинка Пеппа из популярного мультфильма. "Авторы должны учитывать особенности других культур, если они рассчитывают на продажи в других странах", — объяснили запрет на свиней в издательстве.

— Андрей, Георгиевич, доброе утро!

— Доброе утро, Алексей. У меня тоже не работает Facebook. Я сначала подумал, что это я такой идиот, а потом, когда услышал это в новостях, понял, что у меня с головой пока еще все нормально. Друзья мои, еще месяц назад я, шутя, после той трагической истории с Charlie Hebdo говорил, что люди обидчивы, они будут обижаться еще на что-то, еще на что-то, еще на что-то, и так до бесконечности.

Я сказал тогда и написал в некоторых местах, что, например, будет обижать свинина. Правда, я тогда предполагал, что ее запретят в ресторанах, нельзя будет, чтобы люди другого вероисповедания… Кстати, в том, что вы процитировали, в рекомендации к этому изданию Oxford University, говорится и о евреях, в том числе, не только мусульмане, но и евреи, которые не едят свинину, поэтому, чтобы не обижать мусульман и евреев.

Я думал, что это будет в ресторане. Но нет, не только. До ресторана дойдет еще, я не сомневаюсь в том, что может быть, будут даже разные залы, разные столы, на которых готовят, это так. Но здесь еще и свинка Пеппа, поэтому я думаю, что скоро под санкции подпадет, под наши уже, местные санкции, и Хрюша.

"Спокойной ночи, малыши" останутся без Хрюши, надо будет заменять этот персонаж на какой-нибудь другой. Кстати, и собака — это тоже, друзья мои, раздражающий фактор для разных национальностей, но а некоторые, не будем показывать на них пальцем, собачек и едят.

Этот круг обиженных будет расширяться и расширяться. И я когда-нибудь назло всем обижусь на карикатуры и на изображения в карикатурном стиле, где-нибудь в театре лысых и усатых людей. Я обижусь на это и подам в суд на театрального режиссера или кинорежиссера, потому что мне это будет обидно, потребую деньги, в конце концов. А что? А люди с большим носом? Вот, мой друг, художник и кулинар Сережа Цигаль обидится. В Китае с ним фотографировались китайцы, потому что никогда не видели человека с таким замечательно красивым носом. Он тоже может обидеться.

Нет, друзья мои, должны быть границы, как вы ни крутите, толерантность, политкорректность зашла так далеко, что пора остановить это, но каким образом — я не знаю. Но это может дойти до полного, тотального абсурда. Недавно совсем, несколько дней назад, я давал интервью одной радиокомпании, и там позвонил радиослушатель и сказал: "Ребята, а карикатуры вообще нельзя рисовать ни про что. Андрей Георгиевич, хотите рисовать карикатуры, то рисуйте их для своей семьи, своих друзей, как вы рассказывали анекдоты". Точка. Это говорил обычный нормальный радиослушатель-обыватель. Уже нельзя этого, уже нельзя того, уже нельзя пятого, десятого, потому что мы можем обидеть.

Вот передо мной бюстик Пушкина, мы можем обидеть кудрявых, мы можем обидеть очкариков и так далее, и так далее. Люди на все обижаются, в психиатрии это называется сензитивность. Все стали такими чувствительными, или эти люди врут. Возникает у меня вопрос. Врут они, что они обижаются, пользуются они этим моментом и говорят: "Мы обидчивы, а мы какие обидчивые, видите, мы обиделись". Они врут или действительно это их ранит?

Вот здесь у меня возникает большой-большой вопрос, потому что я не раз видел, как люди, религия которых запрещает выпивать алкогольные напитки, выпивают их совершенно спокойно, и когда им говорят: "Тебе же запрещает твой бог". "Он не видит, — говорит человек, пьющий водку, которую пить ему нельзя, — Потому что я сижу под крышей". Это он так шутит, он не обидчив, если он это может позволить себе. Значит, он может обмануть своего бога.

Те, кто выступали на разных митингах, вообще не видели этот журнал и никогда бы не увидели этот журнал. Все с него началось, и дальше покатится, как снежный ком. И за слова, которые мы говорим на этой радиостанции, как бы мне не хотелось в это верить, а вдруг и нам тоже, нам с ведущим скажут: "О чем вы говорите, вы же обижаете, смотрите, сейчас произошла, не дай бог, авария на дороге, потому что радиослушатель слушал вас, обиделся и повернул не вправо, куда ему нужно было, а влево".

Будьте здоровы, держите себя в руках, не обижайтесь по мелочам. Я уже не раз говорил, обидчивость — это признак служанки. Будьте выше этого, дорогие мои друзья, держите себя в руках.

Вся лента