Первые оттенки «серого»

Ритейлеров Черноземья административно пожурили за «приемлемый» рост цен

Сотрудники прокуратуры в областях Черноземья отчитались о результатах массовых проверок ценообразования в торговых сетях. Представители надзорного ведомства, искавшие факты необоснованного повышения цен на продукты, рассказали, что в целом не имеют претензий к ритейлерам. При этом во всех регионах Черноземья на представителей сетей наложили штрафы на десятки тысяч рублей за административные нарушения. Эксперты и не ожидали более жестких мер: ограничения свободной конкуренции могут привести к появлению «серого» рынка. Послепраздничный рост цен на 10–15% аналитики называют «приемлемым».

Торговые сети в Черноземье с пониманием отнеслись к действиям проверяющих

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Массовые проверки, анонсированные Генпрокуратурой и проводимые совместно с территориальными органами Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, пришлись на 20-23 января. В пресс-службе прокуратуры Курской области вчера рассказали о возбуждении десяти дел об административном правонарушении по ч. I ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования, наказание для юрлиц — штраф в двукратном размере от излишне полученной выручки от реализации товара). По результатам рассмотрения дел виновные лица были привлечены к штрафу на общую сумму 50 тыс. руб. В надзорном ведомстве отметили, что выявлены факты «значительного» завышения цен на социальные сорта хлеба, на 5% превышен предельный размер торговой надбавки на продукты детского питания. В ряде предприятий розницы, по данным прокуратуры, наценка на сахар-песок, гречневую крупу, подсолнечное масло и пшеничную муку составила более 35%, более 34% — на пшено, черный чай и мороженую рыбу, более 31% — на картофель и капусту, более 30% — на яйца. Впрочем, в ведомстве пояснили, что рост цены на некоторые продукты питания обусловлен повышением стоимости поставок, объявлены предостережения руководителям организаций, «осуществляющих фасовку сахара и круп и оптовые поставки». Прокуратура внесла четыре представления, возбудила еще два дела и объявила 12 предостережений. В целом же ситуация в регионе «остается стабильной, дефицита социально значимых продуктов питания не наблюдается, уровень цен на основной набор продуктов сохраняется одним из самых низких в ЦФО».

В Белгородской области по фактам «вскрытых нарушений» возбуждено более 40 административных дел, внесено 25 представлений и свыше 40 предостережений, сообщает пресс-служба ведомства. При этом отмечены случаи торговли запрещенной продукцией из стран Евросоюза: в частности, товары из Нидерландов и Италии (киви, лук-порей, репчатый лук) предлагало ООО «Океан». В отношении компании возбуждено дело по ст. 10.3 КоАП РФ (нарушение правил реализации подкарантинной продукции, предусматривает штраф от 5 до 10 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток).

Прокуратура Тамбовской области направила предостережения о недопустимости необоснованного повышения цен 96 руководителям торговых точек. А из-за «реализации продукции без сопроводительных документов» в отношении директора магазина «Магнит» в Октябрьском районе возбуждено дело по ч. I ст. 14.5 КоАП РФ (продажа товаров при отсутствии установленной информации об изготовителе), внесено представление директору тамбовского филиала ЗАО «Тандер».

В Воронежской области прокуроры возбудили 56 административных дел по ч. I ст. 14.6 КоАП РФ и объявили 19 предостережений. Также после выявления фактов продажи запрещенных продовольственных товаров из Франции в сетях «Магнит» и «Пятерочка» (ЗАО «Торговый дом “Перекресток”») возбуждены административные дела по ст. 14.2 КоАП РФ (продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена). В пресс-службе ведомства увеличение розничных цен связали с общим ростом оптовых цен на продукты питания, «увеличением затрат на логистику, коммунальные услуги, аренду помещений, оплату труда, обслуживание кредитов». А в связи с увеличением надбавки, «несмотря на стабильность цены от поставщика», объявлены предостережения представителям сетей ОАО «Висант-торг» и ООО «КС Центрторг».

В Орловской области прокуратура сообщила о случаях установления экономически не обоснованных розничных цен на товары в гипермаркетах «Линия» ЗАО «Корпорация “ГриНН”» (на куриные яйца, гречку, рис, сахар-песок и овощи), гипермаркете «Наш» ОАО «Седьмой континент» (на подсолнечное и сливочное масло ряда производителей, сыр, молоко «Щедрая Буренушка»). «Аналогичные нарушения» сотрудники прокуратуры приписали без объяснения подробностей ООО «Атоллпродукты», ЗАО «Паллада торг» и гипермаркетам «Европа» ГК «Промресурс». По результатам проверки внесены представления руководителям перечисленных торговых точек.

В Липецкой области сообщается о фактах превышения максимальных цен (до 30%) в супермаркетах «Росинка» и «Пролетарский». В адрес их директоров внесены представления «с требованиями о незамедлительном снижении цен».

Представители торговых сетей вчера официально неохотно комментировали результаты проверок, ссылаясь на «политическую основу» вопроса. «Значительных нарушений не установлено, а большая часть вопросов не к нам, а к поставщикам, но мы проверяющих понимаем, им же надо о чем-то отчитаться», — рассказала вчера „Ъ“ на условиях анонимности представитель крупной сети макрорегиона. Заместитель гендиректора по арендным отношениям и рекламе ГК «Промресурс» Алексей Касаткин обратил внимание, что социально значимые товары, которые упоминаются в отчетах прокуроров, не являются главным источником дохода ритейлеров: «Товары этой группы, скорее, служат для привлечения основной массы покупателей, поэтому все крупные сети стараются снижать цену на них».

Руководитель аналитического департамента ФК Aforex Артем Деев предупреждает, что появление более существенных ограничений для ритейлеров может привести к уходу социально значимых товаров с полок магазинов на «серые» рынки: «Если сетям станет невыгодно продавать товары по установленным ценам, то они просто уберут их из продажи. При этом предприниматели смогут попытаться реализовать эту продукцию на рынке, где нет такого жесткого контроля, продать “из-под полы”, устанавливая собственную цену». По данным эксперта, посленовогодний рост цен на основные группы потребительских товаров составил 10–15%, и его «можно считать приемлемым».

Ульяна Ларионова

Вся лента