Ажиотаж перед застоем

Автобизнес уже несколько лет подряд переживает нелегкие времена. В прошлом году импортеры решили перестраховаться, и сократили объем производства. В итоге дилеры не смогли в полной мере удовлетворить ажиотажный спрос, возникший из-за девальвации рубля и связанных с ней ожиданий подорожания импортных автомобилей.

Петербургский завод GM является самым убыточным предприятием автокластера. Чистый убыток петербургского завода GM, запущенного в 2008 году, по итогам прошлого года вырос более чем в три раза: с 1,7 до 5,3 млрд рублей

Фото: Михаил Разуваев, Коммерсантъ

По итогам 2014 года петербургские автозаводы выпустили примерно 350 тыс. автомобилей, что меньше показателя 2013 года, когда с конвейеров городских предприятий сошло 392 тыс. машин. Последние месяцы прошлого года в Петербурге уже не производилось больше 30 тыс. автомобилей в месяц, что раньше было обычным делом, рассказывают в аналитическом агентстве "Auto-Dealer-СПб". На конец года полностью загружены были мощности только одного завода — Hyundai, тогда как у остальных предприятий этот показатель колеблется от 50 до 75%.

Без запасов

Такие итоги года свидетельствуют о том, что производители не работали на склад, как это традиционно бывает в зимние месяцы. Участники рынка констатируют, что в этом году импортеры пересмотрели производственные планы, побоявшись повторения ситуации, сформировавшейся на конец прошлого года. Тогда на складах автодилеров образовались огромные стоки нераспроданных машин. В прошлом году импортеры "перестраховались", и к декабрю в Петербурге почти не осталось запасов, а наиболее популярных моделей в наличии не было совсем. Ажиотажный спрос дилеры наблюдали в ноябре, когда клиенты активно покупали машины в ожидании повышения цен. В ноябре впервые за семь месяцев был зафиксирован рост реализации автомобилей. В городе было продано 17,8 тыс. машин, что на 1% (или на 201 штуку) больше, чем в ноябре 2013 года. С первого декабря автодилеры по всей стране по требованию дистрибуторов подняли цены на автомобили в связи с увеличившейся разницей валют. В среднем подорожание составило 2-10% в зависимости от бренда и модели.

"Рост бивалютной корзины на 17% спровоцировал массовую атаку потребителей на автосалоны, которая продолжилась и в декабре. Отсюда и рост продаж, — рассуждает генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин. — К тому же сыграли свою роль государственная программа обновления автопарка, а также запланированное основными лидерами авторынка повышение цен на автомобили с 1 декабря".

Старший менеджер, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ EY Андрей Томышев прогнозирует, что в условиях снижающегося спроса и избытка дилерских центров в следующем году в отрасли будет наблюдаться тенденция консолидации бизнеса и роста числа сделок по финансовой реструктуризации. "Небольшие компании будут уходить с рынка или приобретаться крупными игроками. Текущие консенсус-прогнозы развития экономики указывают на возможное продолжение падения спроса на автомобильном рынке и в 2016 году. Это будет зависеть как от макроэкономических факторов, так и от объемов снижения спроса в 2015 году. Наиболее устойчивыми к спаду окажутся компании с диверсифицированными портфелями марок, включающими премиальные бренды, а также компании с хорошо развитым бизнесом в сфере торговли подержанными автомобилями", — говорит господин Томышев. Несмотря на спад, российский автомобильный рынок характеризуется значительным долгосрочным потенциалом, который будет реализован за счет увеличения уровня автомобилизации и обновления устаревшего парка, полагает эксперт. Льготное кредитование, по его словам, наряду с продлением программы утилизации окажет положительное влияние на спрос в краткосрочном периоде. "В долгосрочной перспективе действенными мерами могут стать введение ограничения на максимальный возраст автомобиля, развитие мощностей по утилизации, замена транспортного налога экологическим сбором и меры, направленные на удешевление стоимости владения автомобилем", — говорит аналитик.

Опыт в России

На фоне кризиса о своем уходе из России заявили сразу несколько брендов. Четвертая попытка SEAT выйти на российский рынок оказалась снова неудачной. В компании прекращение продаж объяснили снижением спроса на недорогие автомобили и колебаниями курсов валют. Дилеры, впрочем, уже давно не были в восторге от марки. Они делали ставки на модель Toledo, которую производитель анонсировал, но так и не вывел на российский рынок. Кроме того, участники рынка неоднократно указывали и на неэффективную рекламную политику бренда. Уход SEAT с рынка только положительно скажется на деятельности дилерских компаний и решит многие проблемы, говорят собеседники BG.

Ушел с российского рынка и Dodge. В руководстве концерна Fiat Chrysler называли эту меру временной. В последнее время клиентам были доступны только минивэн Dodge Journey и кроссоверы Dodge Caliber.

Неудачную попытку выйти в Россию предпринял и тайваньский производитель Luxgen, который в прошлом году остановил выпуск кроссовера Luxgen7 в Черкесске и покинул отечественный рынок. Причиной подобного решения послужил низкий спрос — за полтора года компании удалось реализовать в России всего 146 экземпляров внедорожника, даже несмотря на скидки.

На фоне геополитических событий ряд автоконцернов заявил о готовность разместить свои производственные мощности в России, в Петербурге том числе. Так, рассматривает возможность строительства завода по производству легковых автомобилей в Петербурге и немецкий концерн Daimler AG. Подробности переговоров не разглашаются. В настоящее время город подбирает участки для инвестора. Известно, что один из участков, уже отобранных Смольным, расположен в Шушарах, где сегодня производства уже имеют автоконцерны GM, Toyota, Scania, MAN и Magna. Второй участок, который предлагается Daimler, — территория "Е-Авто" (СП группы ОНЭКСИМ и "Яровит-моторс" Андрея Бирюкова, в котором доля ОНЭКСИМ с 2010 года возросла с 51 до 85%. — BG). После закрытия проекта по строительству завода "Е-мобилей" у компании остался в собственности участок в индустриальном парке "Марьино" (Петродворцовый район Петербурга) площадью около 11 га. По сведениям BG, компания рассчитывает избавиться от земельного актива и занимается поисками покупателя. О том, что Daimler ищет площадку в России, стало известно еще весной этого года. Тогда не исключалось, что Mercedes-Benz разместит производство на заводе "Автотор" на площадке автостроительного кластера в Калининграде. Президент холдинга "Автотор" Валерий Драганов говорил, что переговоры с Daimler AG были поставлены на паузу после того, как автохолдинг предложил немецкому концерну рассмотреть более долгосрочные планы сотрудничества, подразумевающие создание полнопрофильного производства. Это, в свою очередь, означало бы организацию локализованной сборки с собственными цехами сварки и окраски. "Нам необходимы гарантии, что сотрудничество будет выгодно обеим сторонам", — рассказывал господин Драганов.

О своем проекте заявила и малоизвестная компания "Маг Мотор Компани", созданная в 2012 году несколькими петербургскими бизнесменами. Компания планирует построить два предприятия по крупноузловой сборке газовых грузовиков и автобусов — в Петербурге и Самаре. Начать строительство заводов-близнецов компания рассчитывает в сентябре 2015 года. Оба предприятия будут работать уже по российским патентам в сотрудничестве с отечественными заводами. Уровень локализации предприятия составит около 80%. Оба предприятия смогут выпускать до 5 тыс. единиц техники в год. На заводе в Самаре будут собирать газовый автобус длиной 12 метров для городских перевозок, а также грузовики с газовыми двигателями для коммунальных нужд. Стоимость грузовиков будет колебаться в пределах от 3 до 7,2 млн рублей в зависимости от комплектации, стоимость автобуса составит около 9,5 млн рублей.

Принять меры

Результаты года свидетельствуют о том, что автозаводы не стремились увеличивать мощности. Тяжелее всего в минувшем году пришлось предприятию General Motors. В августе и сентябре завод работал только по четыре дня, а в октябре — восемь. Также завод останавливался на две недели в период с 24 февраля по 28 марта, на одиннадцать дней в июле, а также ушел на коллективные летние каникулы, продлившиеся месяц. В сентябре GM объявил о сокращении почти четверти персонала (500 человек). Петербургский завод GM является самым убыточным предприятием автокластера. Чистый убыток петербургского завода GM, запущенного в 2008 году, по итогам прошлого года вырос более чем в три раза: с 1,7 до 5,3 млрд рублей.

Пришлось принимать меры. В конце прошлого года автоконцерн объявил о том, что петербургский завод General Motors в 2015 году запустит производство кроссоверов Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. Кроме того, по сведениям BG, в мае 2016 года предприятие также запустит производство новой модели — Opel Mokka. Мощности завода позволят выпускать максимум 38 тыс. Opel Mokka в год. Более реалистичные планы предприятия — 30 тыс. автомобилей этой модели ежегодно, а пессимистичные — не более 15 тыс. машин. Впрочем, официально на заводе информацию про выпуск Opel Mokka не подтвердили.

Информация об обновлении модельного ряда появляется на фоне слухов о возможном закрытии завода. Источники в Смольном в беседе с BG говорили, что это единственный завод из кластера, который перестал интересоваться вопросами подключений к сетям, приходить на встречи с администрацией, заявлять о планах по развитию. Впрочем, участники рынка и источники, близкие к заводу, эту информацию всячески опровергают.

Другие автозаводы также вынуждены были реагировать на обстоятельства. В прошлом году автозаводы обновили свои модели. Обновленный X-Trail сошел с конвейера завода Nissan, Hyundai — выпустил новые Solaris и Kia Rio, в конце года на заводе Toyota стартовал выпуск обновленной модели Camry.

Кристина Наумова

Вся лента