"Падают продажи у всех, в том числе и у "Макдоналдса"

Ресторанный бизнес не устоял перед кризисом. Впервые за два года в Москве существенно сократилось число точек общепита — с ноября прошлого года закрылось 46 заведений. Это только начало кризиса отрасли, считают эксперты и отмечают, что многие рестораны будут менять концепцию в сторону демократичности.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Количество ресторанов в Москве уменьшилось впервые за два года. За два месяца, с ноября прошлого года по январь текущего, закрылись сразу 46 заведений. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные аналитиков. При этом ранее число кафе в столице росло от месяца к месяцу быстрыми темпами, речь шла о десятках точек общепита. Рестораторы действительно с трудом держатся на плаву, и у такой ситуации целый ряд причин, сообщил "Коммерсантъ FM" вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.

"Это связано с целым рядом явлений, начиная со времени запрета на курение, потом через санкции на продукты и, соответственно, подорожание продуктов и местами их замена. Дальше уже, когда доллар и евро относительно рубля сильно укрепились, возникли проблемы у тех, у кого аренда была номинирована в долларах. Самое, наверное, неприятное, что рынок, который перед Новым годом обычно, с точки зрения корпоративов и каких-то праздничных мероприятий, оживает. В этом году ничего такого не было. К сожалению, это пока еще не конец", — отметил Прасов.

Самые громкие закрытия последнего времени в столице — это рестораны Simon Says, Blackberry Cafe и "Дом Карло". Многие заведения в ближайшее время будут менять концепцию в сторону простоты и демократичности, поделился гендиректор ресторанного холдинга Ginza Project Moscow Алексей Волков.

"Страдают рестораны, которые были построены непрофессионалами, любительские. Им тяжело мониторить цены, им тяжело быть на рынке, потому что они одни. Кроме того, в первую очередь, я думаю, что, конечно, пострадают премиальные рестораны. Средний чек там уже падает. Мы не закрыли рестораны, мы переделаем порядка трех-четырех. Как раз все связано с санкциями. У нас был итальянский ресторан "Дом Карло". Как итальянский ресторан может быть без итальянских продуктов? Также мы закрыли Blackberry Cafe. Будем переформатировать, более демократично. Лучше всего себя чувствуют рестораны в сегменте casual на широкую аудиторию, с понятной едой, понятными недорогими ценами. Пока они чувствуют себя нормально", — рассказал Волков "Коммерсантъ FM".

Сегмент фастфуда также сильно просел на столичном рынке общепита, и это главное отличие нынешней ситуации от кризиса 2008-2009 годов. Об этом сообщил владелец бренда "Стардогс" Сергей Рак.

"Первое, что видно, — это сокращение спроса и снижение продаж. Потери в количестве покупателей — до 20%. Этот кризис отличается тем, что падают продажи у всех, в том числе у "Макдоналдса". В кризис 2008 года было заметно перетекание потребителей из дорогих ресторанов в рестораны либо демократичные, либо даже фастфуд. "Макдоналдс" — компания, которая медленнее всего повышала цены, за последние три месяца каждый месяц повышала цены, причем для него весьма заметно — на 3%, а то и на 4%", — пояснил Рак "Коммерсантъ FM".

Согласно данным Росстата, в октябре прошлого года совокупная выручка ресторанной отрасли в Москве впервые сократилась. Падение составило 1,7%, до 110 млрд руб.

Лилия Пономарева

Вся лента