Из соцлагерного

В музее современного искусства "Гараж" открывается выставка неофициального искусства Восточной Европы

В музее современного искусства "Гараж" открывается выставка "Грамматика свободы: пять уроков" — первое в истории постсоветской России исследование послевоенного неофициального искусства Восточной Европы.

Фото: Дежан Хабихт/Музей современного искусства, Любляна

Валентин Дьяконов

После бархатных революций и распада СССР история послевоенной Восточной Европы породила на удивление мало размышлений на тему общей для региона культуры. Это объяснимо: все страны, входившие в так называемый социалистический лагерь, повернулись лицом к Европе и занялись более или менее успешным самоопределением относительно западных образцов. Между тем нашим непосредственным соседям приходилось волей-неволей делить с Советским Союзом почти все особенности авторитарной культурной политики — от управлявшихся сверху творческих объединений до всепроникающего госзаказа. Кое-где была посвободнее выставочная политика (Польше, например, разрешалось возить на Венецианскую биеннале художников-абстракционистов), где-то существовала вполне либеральная художественная пресса (в чехословацких журналах печатались наши нонконформисты, а лучшее, на что они могли рассчитывать в советских,— упоминание в сатирическом фельетоне). Конечно, эти свободы, как и свободы политические, находились под угрозой, что доказали жестокое подавление восстания в Венгрии в 1956 году и ввод войск "в защиту демократии" в Чехословакии в 1968-м. Поэтому в Восточной Европе, как и в СССР, появились неофициальные художники, рассчитывавшие исключительно на собственные силы и международное сотрудничество. Минуя официальные организации, они предавались самым фантастическим экспериментам. И часто имели больше возможностей для диалога с коллегами по ту сторону железного занавеса, чем художники советские, в основном благодаря значительно менее жесткой цензуре почты.

"Грамматика свободы", сделанная куратором "Гаража" Снежаной Кръстевой и представителями Музея современного искусства в Любляне Зденкой Бадовинац и Бояной Пишкур, рассказывает о восточноевропейском искусстве на примере люблянской коллекции "Arteast 2000+". Это собрание, начатое в 2000 году и посвященное исключительно художникам Восточной Европы,— крупнейшая в мире подборка работ, созданных в регионе с конца 1960-х до наших дней. Сегодня "Arteast 2000+" является частью Музея современного искусства в Словении. Сам музей давно работает с темой Восточной Европы и приглашает наших художников на те или иные выставки, но ответный жест сделан только сейчас. Как полагает Кръстева, для него сейчас самое время: в ситуации, когда культурная политика России все больше ориентируется на изоляцию от Европы и поиск своего пути, демонстрация опыта наших вольных и невольных союзников будет нелишней.

Выставка построена как тематические разделы-уроки, вокруг которых скомбинированы работы: от "тела" как последнего предела (и одновременно инструмента) творческой и личной свободы до "сотрудничества" между художниками. Из 60 участников 19 — русские разных поколений, от основателя группы "Коллективные действия" Андрея Монастырского до героев 1990-х годов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского и нового для России левого политического искусства группы "Что делать". Здесь представлены и бывшие республики СССР — Украина, Грузия и Казахстан. Подавляющее большинство работ — это видео, фото и прочая документация: в демократичных, тиражных техниках художники бывшего соцлагеря равны по возможностям и выразительности с западными коллегами. Делать и показывать соответствующие времени живопись и скульптуру на европейском уровне качества до 1991 года было особо негде. Не говоря уже о том, что не было рынка частных продаж. Наследственная слабость художественного оборота для нас, бывших соцлагерников, тоже черта общая.

Вся лента