Инициатива напоказ

Омску продемонстрируют перспективность белорусских производств

Омские предприниматели намерены организовать в регионе на площадях областного ОАО «Агентство по рекламно-выставочной деятельности» постоянно действующую выставку белорусских товаров. Организатор проекта, депутат регионального законодательного собрания Виктор Жарков рассчитывает, что результатом выставок станет создание совместных омско-белорусских производств в регионе, а омские товаропроизводители получат возможность экспонировать свою продукцию в Минске. Областные власти последнее условие считают ключевым для безвозмездного предоставления площадей.

Фото: Харламов Вадим/Ъ, Коммерсантъ

Соглашение о совместной деятельности между омским ООО «Торговый дом ”Минск”» и ЗАО «Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр» было подписано в конце прошлого года, сообщил вчера „Ъ“ глава торгового дома, депутат законодательного собрания Омской области Виктор Жарков. По его словам, совместное предприятие (СП) будет организовывать выставки товаров белорусских производителей в Омске, а омских — в Белоруссии. «На первом этапе в Омске продукцию, аналоги которой не производятся в регионе, представят около 50 белорусских предприятий — текстильных, промышленных, обувных. На нас — организация площадей, персонал выставок, доставка товаров. В свою очередь, белорусы предоставят возможности для организации выставок омских товаров на своей территории», — пояснил суть соглашения господин Жарков. Инвестиции в проект и сроки его окупаемости в торговом доме «Минск» не назвали, заявив, что проект больше общественный, нежели коммерческий и главной его целью является «установление деловых контактов и организация совместных омско-белорусских производств на территории региона».

Согласно данным Kartoteka.ru, учредителями ЗАО «Белорусский торгово-выставочный и информационно-маркетинговый центр» являются органы хозяйственного и регионального управления Республики Беларусь и белорусские предприятия. Центр занимается оптовой торговлей белорусскими товарами и предоставляет помещения для организации рекламно-выставочной и торговой деятельности. Учредители ООО «Торговый дом Минск» — ООО «Автокам» Виктора Жаркова и республиканское унитарное предприятие Белоруссии «Гомельский завод торгового машиностроения». Как писал „Ъ“, в мае прошлого года господин Жарков заявлял о намерении открыть в Омской области завод по производству обуви совместно с белорусским ОАО «Гродненская обувная фабрика ”Неман”». По его словам, реализации проекта помешала текущая экономическая ситуация, сейчас идет корректировка его расчетных параметров.

В качестве площадки для организации совместных с белорусами выставок, по словам Виктора Жаркова, рассматриваются 500 кв. м областного ОАО «Агентство по рекламно-выставочной деятельности» (АРВД). Сейчас с руководством агентства и региональными властями ведутся соответствующие переговоры, отметил депутат. По данным АРВД, аренда 500 кв. м может обойтись организаторам выставки в сумму порядка 10 млн руб. в год. По общероссийским меркам, согласно данным аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Тимура Нигматуллина, это немного — в среднем годовая аренда выставочной площади в 500 кв. м составляет порядка €1,2—3,6 млн. Реализовать СП участники намерены в марте.

В АРВД вчера подтвердили факт предварительных переговоров с торговым домом «Минск» о возможности организации выставок, однако сообщили, что окончательное решение пока не принято. «Создание таких выставок возможно на обычных условиях аренды либо на паритетных началах. То есть в Минске должен быть предоставлен омским производителям выставочный павильон такой же площади, как белорусам в Омске», — пояснил „Ъ“ генеральный директор АРВД Валерий Ильюшенко. По его словам, с новым региональным министром экономики Вадимом Чеченко, вступившим в должность в середине декабря, данный вопрос господин Ильюшенко пока не обсуждал.

В областном минэкономики вчера сообщили „Ъ“, что вопрос о безвозмездном предоставлении площадей «Минску» пока не решен. «Обсуждается возможность размещения на базе АРВД постоянно действующей экспозиции омских товаров. В рамках этого проекта какая-то часть площадей может быть предоставлена для выставки белорусских товаров», — пояснили в министерстве. Конкретных условий и периода реализации проекта в ведомстве не назвали.

Омские предприниматели считают, что проект может быть интересен в качестве поддержки бизнеса, однако расходятся в оценке эффективности выставочных технологий. «Более полезным будет создание условий для налаживания контактов в формате бизнес-миссий, что позволит решать стратегические задачи экспорта и импорта, а не просто продавать. Что касается предприятий, которым это было бы интересно, то заинтересованные уже все знают, поскольку такое организуется не в первый раз», — считает председатель правления региональной Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Вадим Морозов. «Все будет зависеть от того, на каком уровне будет предложено сотрудничество. Омским производителям порой сложно налаживать связи с белорусской стороной, поскольку решения там могут приниматься наверху», — сказал учредитель ООО «НПК ”Индустриальные геодезические системы”» Сергей Сорокин.

Эксперты указывают на риски проекта, связанные с текущей экономической ситуацией. «С одной стороны, в условиях девальвации стоит ожидать активизации процессов импортозамещения и роста спроса со стороны производителей на такого рода проекты. С другой — без финансовой и административной поддержки властей проект сложно будет реализовать в полном объеме», — считает Тимур Нигматуллин. По данным эксперта, похожие проекты в большом количестве реализуются в России и других странах, «однако, как правило, продолжительность экспозиции сравнительно невелика».

Юлия Стрельская

Вся лента