Россия вписалась в "Формулу-1"

Сочинская гонка признана лучшей в сезоне

В уходящем году в Сочи помимо Олимпиады случилось еще одно историческое событие. Город принял первый в истории Гран-при России. Мероприятие было проведено на столь высоком уровне, что руководителям "Формулы-1" не оставалось ничего, кроме как признать российский этап лучшим в году.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

"Формула-1" в России, наверное, может считаться самым сложным из всех проектов подобного рода, реализовывавшихся в нашей стране. Право на проведение зимней Олимпиады, к примеру, Россия получила по большому счету ровно тогда, когда действительно этого захотела. То же самое можно сказать о чемпионате мира по футболу. На "Формулу-1" же замахивались еще советские власти. Первые попытки предпринимались еще в брежневские времена. Однако после смерти генсека о проекте, в реализации которого была заинтересована Международная автомобильная федерация (FIA), забыли. Но попытки все-таки заполучить королевские гонки впоследствии предпринимались неоднократно. Каких только проектов (ряд из них, как, например, строительство в Калининграде автодрома на 300 тыс. человек, вообще можно считать экзотическими) не было. В 2002 году до организации Гран-при России оставалось сделать лишь шаг. Но в последний момент мэр Москвы Юрий Лужков отказался подписывать договор с генеральным промоутером серии Берни Экклстоуном, сочтя невыгодными предложенные финансовые условия.

И так бы оставаться идее проведения Гран-при России лишь идеей, если бы не сочинская Олимпиада и важный вопрос о постолимпийском использовании объектов, построенных для ее проведения. Ведь "Формула-1" как ничто другое подходила для закрепления за городом статуса международного курорта. Так что российские власти наконец согласились с требованиями Берни Экклстоуна, который из арифметики, как говорят, знает только два действия — сложение и умножение. Проект был запущен, по сути, под личным контролем президента России Владимира Путина и был блестяще реализован. Хотя долгое время были опасения, что в последний момент что-то сорвется. Ну а если не сорвется, то перенесется, потому как российским устроителям гонки нужно было строить автодром в Олимпийском парке, никак не мешая возведению собственно олимпийских объектов.

В итоге гонка все же состоялась в намеченные сроки. И уже в первые дни гоночного уикенда стало понятно, что Гран-при России пройдет на высочайшем уровне. Берни Экклстоун назвал автодром великолепным; Льюис Хэмилтон, на тот момент лидер чемпионата, а сейчас уже двукратный чемпион мира и первый в истории победитель Гран-при России, вообще заявил, что, если бы и решил к чему-то придраться, все равно не смог бы.

Желающих все-таки придраться и без него хватало. Но при желании недостатки отыскать можно где угодно. А по факту Гран-при России был проведен на высочайшем уровне. И это не пустые слова. Ведь на генеральной ассамблее FIA, прошедшей в начале декабря в Катаре, именно Гран-при России был признан лучшей гонкой сезона.

Помимо собственно организационных успехов российский автоспорт в 2014 году отметился и достижениями вполне спортивными. Речь о впечатляющем карьерном росте единственного представителя России в "Формуле-1" Данииле Квяте. О нем еще год назад, когда он только собирался дебютировать в серии, говорили как о большом таланте. А по ходу чемпионата эти авансы получили материальное подтверждение. Ведь Квят, выступавший за весьма скромную команду Toro Rosso, был переведен в Red Bull на место самого Себастьяна Феттеля — четырехкратного чемпиона мира. Это совершенно другой уровень. Это шанс не просто биться за попадание в очки, а реальная возможность претендовать на подиумы и победы. Так что уже в 2015-м на Гран-при России у зрителей будут все основания рассчитывать на то, что после финиша гонки, во время церемонии награждения, прозвучит российский гимн.

Афсати Джусойти

Вся лента