Госсовет заехал на парковку

Депутаты раскритиковали проект платных стоянок в центре Казани

Горячая дискуссия развернулась вчера в парламенте Татарстана в связи с намерением казанских властей отменить бесплатную стоянку автомобилей в центре Казани с 2015 года. Депутаты возмутились предполагаемыми тарифами на муниципальных парковках в условиях кризиса – 50 руб. в час, а также тем, что проект мэрии Казани не учитывает пожелания жильцов центра и бизнес-сообщества. Дискуссия не помешала парламентариям одобрить в первом чтении штрафы за неоплату парковки размером в 2,5 тыс. руб.

Власти не смогли представить депутатам методику расчета стоимости парковки в Казани

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

Вчера депутаты Госсовета Татарстана одобрили в первом чтении законопроект правительства, которым предлагается дополнить региональный КоАП ст. 3.16 «Неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах)». Она предусматривает штрафы для граждан, должностных и юридических лиц в размере 2,5 тыс. руб. Предполагается, что такие штрафы, полномочия по сбору которых будут переданы на местный уровень, позволят мэрии Казани реализовать в следующем году «пилотный проект системы единого парковочного пространства».

Напомним, проект казанских властей предусматривает, что уже с 2015 года в центре столицы республики не будет бесплатных парковок. Жители должны будут платить 50 руб. в час, в том числе ночью и в выходные дни. Предполагается обустроить всего 1250 парковочных мест на 27 участках: на площади Свободы, Профсоюзной, Пушкина, Жуковского, Толстого и других улицах. В остальных местах центра Казани будут установлены знаки, запрещающие остановку. На оплату парковки предусмотрено 15 минут (четверть часа для водителей будут бесплатными). Следить за соблюдением правил парковки муниципалитет намерен с помощью комплекса фото- и видеофиксации «паркон».

Планы чиновников Казани вчера на сессии поддержал министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин. Докладывая депутатам о законопроекте, он выразил уверенность, что высокие штрафы — «единственный способ упорядочить парковку в центре» и «ориентировать» автомобилистов на то, чтобы пользоваться общественным транспортом. Он сослался на опыт Москвы, где, по его словам, введение платных парковок увеличило скорость движения в центре на 12% и снизило число нарушений ПДД на 60%. Министр констатировал, что «отсутствие культуры цивилизованной парковки» мешает движению спецтранспорта (вероятно, имелись в виду дорожные службы).

Однако доводы министра ряду депутатов показались неубедительными. Они выступили с критикой проекта платных парковок в Казани.

Коммунист Артем Прокофьев возмутился предполагаемой стоимостью парковки — 50 руб. в час. «Это на уровне Москвы, но у нас среднедушевые доходы в два раза ниже. В Екатеринбурге, где доходы также выше, чем у нас, парковка стоит 30 руб.», — указал он министру. Он также заявил, что на данный момент в Екатеринбурге платные парковки для городского бюджета убыточны. «Для бюджета это убыточно, для горожан это убыточно. Для кого и для чего тогда это делается?» — возмутился депутат.

Господин Прокофьев поставил под сомнение заявления чиновников, что платные парковки разгрузят центр Казани: «Если машины также будут стоять, но за деньги, как общественный транспорт поедет быстрее?» Кроме того, депутат сообщил своим коллегам, что обращался с запросом в исполком города, однако там заверили, что увеличивать интенсивность движения автобусов и менять маршруты, не собираются. То, что в Казани общественный транспорт «готов принять людей», выразил сомнение и единоросс Рифат Ганибаев, заметивший, что на отдельных маршрутах транспорт ходит не чаще раза в полчаса. Артем Прокофьев предложил не принимать «запредельные штрафы» за неоплату парковки, пока власти Казани не снизят ее стоимость, либо установить ее на уровне Краснодара (где сопоставимые с Казанью доходы населения, а штрафы в 2,5 раза ниже), а не на уровне Москвы. Коммунист обвинил городские власти в том, что они перекладывают на депутатов Госсовета «черную работу», напомнив, что в 2015 году предстоят муниципальные выборы и «как многие говорят, кризис нас ждет».

Депутат «Единой России», зампред комитета по экономике и предпринимательству Марат Галеев заявил, что проект Казани не учитывает мнение жителей и бизнес-сообщества. Он указал, что в Москве предусмотрены льготы для горожан, проживающих в центре, однако в Казани такой опыт перенимать не стали. Кроме того, господин Галеев напомнил, что «не нашли отражения разумные предложения» рестораторов «открыть места для парковок» в вечернее время, когда снижается интенсивность движения.

Ленар Сафин обещал разобраться с проблемами на общественном транспорте, однако на ряд вопросов ответов у него не нашлось. В частности, он заявил, что считает 50 руб. в час «логичной ценой», однако представить методику ее расчета не смог.

Завершил дискуссию спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что депутаты должны быть «не только озабочены штрафовать кого-то» и предостерег, чтобы пополнение городской казны не было самоцелью. Он настоял на принятии законопроекта по штрафам в первом чтении, но пообещал вернуться к обсуждению во втором чтении на следующей сессии в 2015 году, чтобы дать слово «мэрии и представителям тех, кто хочет какие-то предложения внести». Однако почти половина депутатов спикера не послушались. Проект получил только 58 голосов «за» из 100, остальные депутаты голосовали против, либо воздержались.

Кирилл Антонов

Вся лента