Экспортерам облегчат рефинансирование

ЦБ расширяет спектр долговых инструментов

Банк России готов снабжать валютой крупнейшие банки под залог валютных кредитов российских экспортеров — и таким образом рефинансировать их внешний долг. Впрочем, удастся это лишь отчасти, предупреждают участники рынка.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Вчера ЦБ раскрыл условия валютного кредитования банков под залог выданных ими валютных кредитов. Анонс нового инструмента был сделан еще в середине декабря (см. "Ъ" от 18 декабря), однако конкретные параметры не раскрывались. Сейчас стало понятно: рефинансированию будут подлежать кредиты компаниям-экспортерам, выданные в долларах и евро. Получить рефинансирование в ЦБ банки смогут на 28 и 365 дней. Кредиты будут предоставляться на аукционной основе по ставке минимум Libor + 0,75%. Это сопоставимо со стоимостью предоставления банкам рефинансирования по операциям валютного репо с ЦБ. Так, по последним данным, месячный долларовый Libor — 0,17% годовых, годовой — 0,63% годовых, что дает минимальные ставки по новым кредитам ЦБ на 28 дней и на год — 0,92% и 1,38% соответственно. По данным ЦБ, с начала проведения валютного репо ставки по операциям на 28 дней варьировались в диапазоне 0,661-1,6573% годовых, по годичным сделкам — 1,1013-2,0633% годовых.

Кредитоваться в ЦБ под валютные кредиты экспортерам банки смогут в пределах ранее обнародованного лимита на валютное рефинансирование — $50 млрд. "Кредиты экспортерам станут "новой залоговой массой" для получения рефинансирования в валюте, так как ценные бумаги, которые могут использоваться для валютного репо с ЦБ, в значительной степени уже иммобилизованы для получения рефинансирования в рублях,— отмечают в Сбербанке.— До запуска нового инструмента ЦБ по рефинансированию в валюте и рублевое, и валютное репо использовали одну и ту же залоговую массу, что тормозило наращивание объемов валютного репо".

"Указанный лимит $50 млрд, судя по всему, рассчитан исходя из ожиданий ЦБ по части внешнего долга, которую не удастся рефинансировать за счет валютных поступлений от внешней торговли (порядка $40-50 млрд) и потенциальных зарубежных привлечений российских эмитентов, которые понемногу все же происходят",— считает старший директор Fitch Ratings Александр Данилов. Всего потребность в рефинансировании внешнего долга в 2015 году составляет $120 млрд, подсчитал он. Таким образом, получение рынком лишь реально необходимой валютной ликвидности должно стабилизировать курс рубля.

Новый инструмент предназначен крайне ограниченному числу банков — с капиталом от 100 млрд руб. На 1 декабря этому требованию удовлетворяли десять банков, среди которых шесть гос- и квазигосбанков, две "дочки" иностранных банков (Росбанк и Юникредит-банк), а также два частных банка (Альфа-банк и банк "ФК "Открытие""). Сколько валютных кредитов они смогут рефинансировать, банки не раскрывают. По словам собеседника "Ъ", знакомого с ситуацией, говорить о значительных суммах пока не приходится. "Значимые экспортеры раньше привлекали крупные валютные кредиты в основном на внешних рынках — через размещение еврооблигаций или синдицированные кредиты с участием международных банковских групп",— поясняет он. "Дочкам" иностранных банков новая возможность может не пригодиться сразу по двум причинам: занять валюту они могли бы и у головных компаний, но, учитывая, что многие крупные экспортеры под санкциями, кредитовать их на срок больше 30 дней "дочки" инобанков не могут.

Таким образом, число банков--бенефициаров нового инструмента ЦБ сокращается до восьми игроков. И они новшеству рады. По словам члена правления Газпромбанка Екатерины Трофимовой, Газпромбанк как системообразующий банк по обслуживанию российских экспортеров будет продолжать их кредитование, в частности, с использованием этого инструмента для поддержания их внешнеэкономической деятельности. "Банк участвовал в разработке этого инструмента и считает предложенные условия адекватными",— поясняет госпожа Трофимова. "Мы будем принимать решение об использовании этого инструмента исходя из конъюнктуры рынка и своих потребностей",— сообщили в ВТБ.

Впрочем, и для оптимистично настроенных госбанков функционал нового инструмента может оказаться ограниченным, отмечают собеседники "Ъ". Как ранее сообщалось, долгосрочным валютным репо они не пользуются из-за наложенных на них санкций. Интересно, что в своем сообщении Центральный банк опосредованно дал и свою оценку срока действия санкций. Инструмент вводится временно и будет действовать до 2018 года. "Скорее всего, ЦБ устанавливая такой срок, ЦБ исходил из наиболее вероятных сроков действия санкций",— предполагает главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин.

Ольга Шестопал

Вся лента