Год прошедший будущий прокормит?

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Сегодня сложное время. Уже мало кто радуется, подводя итоги прошедшего года, все больше задумываются о том, что принесет год грядущий. Но есть исключения. Есть компании, которые за несколько лет стабильности смогли создать то, что в пору прошлого кризиса назвали подушкой безопасности. Сегодня такая подушка не нефть, газ и ресурсы. Сегодня она — умелые управленческие решения, мощный кадровый состав, продуманные стратегии развития и, конечно же, достижения последних лет деятельности компаний, достижения, которые помогли накопить тот потенциал, который поможет не только выстоять, но и не остановить обязательное развитие. Одна из таких компаний «Востокцемент», холдинг, объединивший в себе производственные предприятия полного цикла, выводящие на строительный рынок цемент, щебень и другие строительные материалы. «Востокцемент» старательно подводит итоги года, потому что именно они фундамент будущего. О том, как было и как будет, рассказывает генеральный директор группы компаний Андрей Пушкарев.

Андрей Пушкарев оптимистично смотрит в будущее и заверил, что «Востокцемент» возьмет на себя бремя удорожания цемента, поскольку может себе это позволить

Фото: пресс-служба «Востокцемента», Коммерсантъ

— Андрей Сергеевич, год заканчивается. Насколько успешно для группы компаний?

— Достаточно успешно. На руку нам, как производственникам, сыграла стабильность последних нескольких лет, которая дает некоторый задел на будущее в сегодняшней непростой обстановке. Мы реализовали несколько крупных инвестиционных проектов. Один из них — приобретение в собственность одного из промышленных лидеров республики Саха производственного объединения «Якутцемент». Более того — мы начали строительство третьей технологической линии по производству цемента на этом заводе. Также в этом году вывели из состава Владивостокского бутощебеночного завода и сделали самостоятельной единицей компанию «Трилитон». Более того – в конце этого года уже закупили новое высокотехнологичное оборудование для бетонщиков. Усовершенствовали работу транспортных подразделений, для чего в полном объеме начали использовать парк вагонов – хопперов для перевозки цемента, закупленных в конце прошлого года, а также пересмотрели систему автотранспортных перевозок и вычленили их опять-таки в отдельное предприятие – «Востокцемент ТрансСервис», который, по сути, взял на себя всю многотонную нагрузку по доставке клиентам не только цемента, но и других строительных материалов из Спасска-Дальнего и Владивостока. Для более четкой работы нового предприятия были закуплены еще несколько цементовозов. В кратчайшие сроки — в течение года — компания «Востокцемент» реализовала все намеченные планы по введению в строй завода по производству песка из собственного отсева — побочного продукта, получаемого при дроблении щебня.

Учитывая то, что практически все предприятия завершили год со стопроцентным выполнением плана, а некоторые «закрыли» производственные показатели еще осенью, можно сказать, что нам есть чем гордиться.

—Уверенный ответ. Планы на следующий год столь же оптимистичны?

— Скорее реалистичны. Если прошлый год для строительной отрасли был более или менее прогнозируемым, была определенная стабильность, то за последний месяц самые простые, а, значит, практически базовые показатели, такие, как, к примеру, курс валют, испытали на себе некое подобие землетрясения. Все заскакало. Знаете, как рисуют кривую землетрясения? Вот так это выглядит. Это, естественно, не может не отразиться на нашей отрасли. Еще недавно, а точнее, в июле 2014, мы адресовали производственным активам компании послание на будущий год, которое сегодня можно назвать нереально оптимистичным. Все изменилось очень быстро. И сегодня наше послание приходится оперативно пересматривать. Мы приняли решение, что прежний бюджет мы принимаем и работаем по нему, но вводим мораторий на некоторые статьи расходов. Уже сейчас готовимся к плохому сценарию. Этот момент еще не наступил, но мы к нему готовы. Придется принимать непопулярные решения, отложить ежегодную индексацию зарплат, но сохранить производства и рабочие места.

— Все так серьезно?

— Серьезно. Буквально недавно на грани банкротства оказался «Мордовцемент», который, как и многие компании, долгие годы чувствовал себя на рынке более чем уверенно.

— А что будет с инвестиционными программами?

— Мы будем их продолжать хотя бы потому, что они были начаты. Бросить их на полпути, значит, ввести в критическую зону все предприятия, и вот тогда уже речь пойдет не просто о задержке индексации заработных плат, а о сокращении производства и персонала. Этого мы допустить не можем, потому что в основе всего наши градообразующие предприятия. Но курс валют растет. Например, недавно мы решили приобрести восемь цементовозов и шесть тягачей для перевозки цемента. По этой сделке каждый пункт колебания валюты выливается в плюс-минус миллион рублей. Это существенно сказывается на общем балансе группы компаний, поверьте, в нашем производстве этот миллион непросто отработать.

— Сейчас много говорят о территориях экономического развития. ТОРы как-то могут изменить картину?

— О ТОРах мы пока больше знаем в форматах телевизионных заявлений и проектов. Мы не отвергаем эту идею, мы очень надеемся на ее реализацию и будем всячески поддерживать. Но пока говорить о ТОРах как о реальных факторах экономики нет оснований.

— А если все-таки «стрельнет»?

— В этом случае потребности новых строек не окажутся для нас неожиданностью. На любой сегодняшний звонок по заявке мы готовы ответить, что готовы поставить 100 тыс. тонн цемента хоть завтра. И 200 тоже. Мы готовы к любому всплеску, но это обусловлено только объемами будущего строительства.

— Максимальные объемы поставок каковы?

— Все зависит от задачи! Есть люди постарше, которые помнят, как развивался и строился Приморский край. Ведь всю его инфраструктуру обеспечивали действующие цементные заводы. Все — от военных объектов до жилья. Мощности меньше не стали, а только усовершенствовались. У Спасскцемента в советское время печь №1 давала 125 тонн клинкера в час, а сегодня 145 на этой печи. А на второй линии 138 тонн. Вообще наши заводы сегодня загружены всего на 50-60 %. При полной загрузке мы сможем обеспечить своей продукцией не только край, но и весь Дальний Восток.

—Такое повышение производительности – следствие модернизации?

— Безусловно. И сбережения издержек за счет инженерных решений. Именно в этих целях ведется модернизация и ремонт. Мы же не пробоины на корабле затыкаем! Выстраиваем системный подход.

— То есть глобальные прогнозы все-таки оптимистичны?

— Да. Я уверен на 100%, что наша компания скоро будет отмечать двадцатилетний юбилей, тридцатилетний и так далее. Ведь у нас только проект окупаемости вложений в третью Якутскую печь рассчитан на несколько десятков лет. Так что жить мы собираемся долго. А что касается дня сегодняшнего… Ситуация была и сложнее нынешней в несколько раз. Но мы всегда с достоинством выходили из таких испытаний. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее!

— Именно благодаря этой уверенности вы не стали повышать цены на цемент более чем на 3-4%? Вы открыто заявили об этом, еще не пожалели?

— Здесь не о чем жалеть. Принимая решения, мы основываемся не только на рентабельности. В ценообразовании мы опираемся на собственные возможности и конъюнктуру рынка. Оцениваем, как складывается себестоимость. Поэтому решение о минимальных изменениях цен продумано и обосновано. Уверен, что это оптимальный вариант, и это сработает. И потом, кто, как не мы заинтересован в развитии строительной отрасли в трудные времена. Мы возьмем на себя бремя удорожания цемента. Мы можем себе это позволить.

Вся лента