Планы на зиму

Что делать в новогодние праздники

Накануне новогодних каникул Weekend выбрал лучшие фильмы, выставки, спектакли, сериалы и детские праздники, которые помогут осмысленно провести первые две недели января


кинопремьеры


«Джон Уик»
Режиссеры Чад Стахелски, Дэвид Лейтч

«Джон Уик», режиссеры Чад Стахелски и Дэвид Лейтч

Выдающийся режиссерский дебют двух каскадеров — по-хорошему старомодный боевик с Киану Ривзом в роли бывшего киллера, которому приходится взяться за старое после того, как русские бандиты отняли у него все дорогое ему имущество. Киану Ривз носит прозвище Баба-яга, а когда авторы решали, каким будет его персонаж, то думали о Поле Ньюмане,— в результате за актера в кои-то веки не стыдно, а совсем наоборот — хочется верить, что "Джон Уик" способен наконец-то перезапустить карьеру Ривза. Миллион кинематографических отсылок, от Жан-Пьера Мельвиля до Майкла Манна, экшен-сцены, изяществом и мастерством исполнения напоминающие современный танец, чудесные Уиллем Дэфо и Альфи Аллен; "Джон Уик" — это лаконичный, яркий и самоуверенный фильм, "крутой боевик" в лучшем своем проявлении.
В прокате с 1 января


«Исход: цари и боги»
Режиссер Ридли Скотт

«Исход: цари и боги», режиссер Ридли Скотт

Крайне популярная в последнее время тема — творческое переосмысление Библии большими режиссерами. Сначала Даррен Аранофски пересказывал "Ноя", теперь Ридли Скотт вспоминает Моисея, который увел евреев из Египта. В роли Моисея — Кристиан Бейл, сценарий писал автор "Списка Шиндлера", "Банд Нью-Йорка" и "Человека, который изменил все" Стивен Заиллян. Сложно сказать, что из всего этого выйдет, но трейлер вызывает трудно передаваемую смесь восторга с ужасом (как, впрочем, и большинство вещей, которыми занимается Ридли Скотт в последние годы) — ждет нас, по всей видимости, запредельный уровень пафоса и эпичности, монументальные батальные сцены и расступающееся море. Не худший выбор для фильма, который стоит посмотреть 1 января.
В прокате с 1 января


«Еще один год»
Режиссер Оксана Бычкова

«Еще один год», режиссер Оксана Бычкова

Вольный ремейк фильма "С любимыми не расставайтесь", поставленного по мотивам пьесы Александра Володина. Радости и печали, а позже и трудности развода молодой московской пары — хипстерши Жени, работающей дизайнером в модном журнале, и простого бомбилы Комара. Оба крайне инфантильны, что затрудняет решение насущных проблем — чем кормить гостей на Новый год, как платить за квартиру и так далее. Проблема в том, что Жене слишком нравятся ее новые модные друзья, которых Комар терпеть не может, боясь потерять жену в совершенно чуждом для него мире московской творческой интеллигенции. Мир, надо сказать, тут изображен весьма гротескно: Женя перекрашивает стены в белый, ходит покупать куртки в универмаг "Цветной", а на концерты — в "Солянку", танцует на корпоративе под Joy Division и пытается убедить себя в том, что ей нравятся фильмы Кшиштофа Кесьлевского. При этом фильм Бычковой — невероятно пронзительное высказывание о том, насколько трудная задача сохранить брак. Не потому, что люди перестают со временем друг друга любить, а потому, что имеют свойство меняться — и когда один нашел свое новое "я", второму оставаться самим собой уже недостаточно. Как и Павел Арсенов, Бычкова концентрируется на истории двух людей, сжимая весь мир до их отношений, а заодно придумывая новый — объемный, живой, достоверный. Сценарий написала Любовь Мульменко, идеолог новой волны "женского кино", случившейся в этом году,— ее авторству также принадлежат "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой и "Комбинат "Надежда"" Наталии Мещаниновой. Всем этим заслуги "Еще одного года" не ограничиваются — в первую очередь это отличный зрительский ромком.
В прокате с 15 января


Фестиваль «2morrow/Завтра»

«Турист», режиссер Рубен Эстлунд

С 20 по 25 января в Музее Москвы пройдет восьмой фестиваль "2morrow/Завтра", проект героических женщин Ольги Дыховичной и Ангелины Никоновой, изрядно настрадавшийся за этот год: фестиваль лишился финансирования, деньги на него собирали при помощи краудфандинга, ходили разговоры, что он больше не состоится. Тем не менее у Никоновой и Дыховичной все получилось, и в этом году у фестиваля, пожалуй, самая мощная программа за восемь лет его существования.

«Party Girl», режиссер Мари Амашукели, Клер Бюргер и Сэмюэл Тейс

Всего программ шесть: традиционные "Tomorrow", ретроспектива, документальная программа, программа Марии Кувшиновой и Ивана Чувиляева "Офсайд", посвященная молодым кинематографическим дарованиям со всей России, и две новые — "Шум времени" и "Horror/Humor". В конкурсе покажут фильм обладателя каннского гран-при Аличе Рорвакер "Чудеса", медитативную драму "Хауха" одного из главных представителей "медленного кино" Лисандро Алонсо, и получивший каннскую "Золотую камеру" фильм "Party Girl"; в "Офсайде" — короткометражные работы студентов Сокурова; в "Шуме времени" — новый фильм филиппинского гения Лава Диаса, а в программе гала-премьер — первый за семь лет фильм Роя Андерссона и еще один выдающийся шведский фильм, полюбившийся всем в Канне,— "Турист" Рубена Эстлунда. Пропускать такое точно не следует — не факт, что многие из этих фильмов потом удастся посмотреть где-то еще.
Музей Москвы, с 20 по 25 января


«Бердмен»
Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту

«Бердмен», режиссер Алехандр Госалес Иньярриту

Неожиданный выход Иньярриту из категории режиссеров, которые после средненького, но занятного дебюта с каждым фильмом становятся только хуже. Это в первую очередь заслуга величайшего оператора современности Эммануэля Любецки, человека, снимавшего фильмы Терренса Малика и прошлогоднюю "Гравитацию" — именно благодаря ему фильм о бывшей звезде блокбастеров про супергероя в птичьем костюме, решившей поставить серьезный спектакль на Бродвее, выглядит как виртуозная визуальная поэма: камера парит в такт музыке, первая монтажная склейка появляется за пять минут до финала. Более того, это отличная комедия о том, что такое театр — все действие происходит в бродвейском закулисье и на улицах Нью-Йорка. Плюс выдающаяся актерская работа Майкла Китона, который тоже, разумеется, оказался тут неслучайно — широкому зрителю он, к сожалению, знаком в основном по роли Бэтмена в бертоновских переосмыслениях комикса.
В прокате с 22 января


мини-сериалы


«Танцы на краю»
Премия «Золотой глобус» и еще 19 наград и номинаций, включая «Эмми» и BAFTA

Сериал «Танцы на краю»

Английский драматург и режиссер Стивен Полякофф уже примерно четверть века привносит на телевидение вкус хорошей литературы. Его новая костюмная телепостановка "Танцы на краю" об оркестре чернокожих музыкантов, с переменных успехом подвизающихся на лондонской сцене тридцатых годов — все равно что "Аббатство Даунтон", только про джаз. Аристократы и члены королевской фамилии привечают джазменов как новую модную игрушку до тех пор, пока в отеле, где те выступают, не происходит убийство, и подозрение не падает на руководителя оркестра Луи Лестера (Чиветел Эджиофор), вынужденного пуститься в бега.
Dancing On The Edge, 6 серий


«Бертон и Тейлор»
Премия «Золотой глобус» и еще 17 наград и номинаций, включая «Эмми» и BAFTA

Сериал «Бертон и Тейлор»

1983 год, после одиннадцати лет в браках, двух разводов и семи лет врозь Лиз (Хелена Бонем Картер) и Ричард (Доминик Уэст) готовят совместную театральную постановку, качество которой никого не волнует: публика желает знать только, поженятся ли они в третий раз. Она — гениальная пьянчужка, глотает антидепрессанты горстями и на репетициях забывает слова, но публика приветствует каждый ее выход стоя. Он — невротичный честолюбец, шекспировский актер, готовит нового "Лира", но уже не может поднять Корделию на руки. Когда они сходятся, все вокруг начинает искрить, и за этим спектаклем, где жизнь давно перемешалась с театром, можно наблюдать бесконечно, пусть даже в телефильме про двух ярчайших звезд XX века кое-что и присочинили.
Burton & Taylor, 83 минуты


«Бонни и Клайд»
13 номинаций на различные телепремии, включая «Эмми»

Сериал «Бонни и Клайд»

Бонни Паркер (Холлидей Грейнджер) — неудавшаяся актриса с кукольным личиком и злыми глазами. Она хочет попасть в газеты любой ценой, и только озлобленный на весь мир мальчишка Клайд Бэрроу (Эмиль Хирш) принимает ее фантазии всерьез: "Если бы мы жили во времена молока и меда вместо песка и грязи и я бы не встретил Бонни, то прославился бы только кражей кур". Так двое заблудившихся детей становятся монстрами. Классический фильм Артура Пена эпохи Нового Голливуда, превративший знаменитую пару грабителей и убийц в романтических героев, вовсе не закрыл тему — новая телеверсия их кровавой одиссеи жестче, ближе к исторической правде и куда печальней.
Bonnie And Clyde, 240 минут


«Мистер Слоун»
Вышел в эфир совсем недавно, поэтому на премии пока не номинировался

Сериал «Мистер Слоун»

Бенефис Ника Фроста в роли толстого неудачника Слоуна, которого в одночасье уволили с работы и бросила жена. На дворе 1969 год, свингующий Лондон всего в получасе езды, но Слоун никогда там не был, пока не познакомился с роскошной юной американкой, приобщившей его к психоделии. Фрост играет своего героя с безупречной грацией толстяка на пуантах, и не сочувствовать этому нелепому существу невозможно: поглощает ли он целиком шоколадный торт, запивая пивом, пытается повеситься в собственной гостиной или приходит на собеседование, объевшись кексов с марихуаной,— все свои неуклюжие телодвижения он совершает с неизменным скромным достоинством хорошо воспитанного английского джентльмена.
Mr. Sloane, 6 серий


«Пропавший без вести»
2 номинации на «Золотой глобус»

Сериал «Пропавший без вести»

В 2006-м в городишке на севере Франции туристы-англичане теряют пятилетнего сына — мальчишка просто растворяется в толпе, стоит его отцу Тони (Джеймс Несбитт) на секунду отвернуться. Спустя восемь лет теперь уже сильно пьющий Тони снова начинает поиски, цепляясь за соломинку — случайно увиденный в интернете снимок паренька в шарфе с инициалами сына, в котором тот был в день исчезновения. Критики уже окрестили "Пропавшего" "самым атмосферным триллером года после "Настоящего детектива"". На экране вроде бы не происходит ничего кошмарного, но в глазах почти свихнувшегося от горя отца временами плещет такая неизбывная жуть, что ею, как и его одержимостью, проникаешься мгновенно и уже не можешь оторваться от экрана.
The Missing, 6 серий


выставки


«Арт-эксперимент»
Ежегодная развлекательно-образовательная программа в «Гараже»

Группа «Институция нестабильных мыслей». «Визуальный винил», 2003 год

Фото: Courtesy of the artists

Проходящий в четвертый раз "Арт-эксперимент" на этот раз посвящен саунд-арту и прочим вещам на пересечении музыки и современного искусства. Вдохновителем трехнедельного аттракциона выступает Джон Кейдж. Зрителям предлагается поучаствовать в воспроизведении его перформансов, поиграть на разных, вроде бы не предназначенных для звукоизвлечения предметах, сделать музыку из пыли, дирижировать оркестром из роботов и тому подобное. Граница между детскими и взрослыми забавами на этот раз окончательно размыта.
До 11 января


«Котики в Манеже»
Праздничная групповая выставка в Новом Манеже

Константин Латышев. «Желание», 2014 год

Еще один выход современного искусства к неподготовленному зрителю. Масштабная выставка, посвященная главному мифологическому существу современности и тотему интернет-человека. 80 художников рисуют котиков. Среди участников — андерграундные патриархи вроде Оскара Рабина и Олега Целкова и самые заметные представители молодого российского искусства. Куратор — Олег Кошелев, художник левых взглядов, активный участник "Оккупая". Может получиться что-то неожиданное.
С 30 декабря до 20 января


«Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке»
Первая значительная выставка возродившегося Центра авангарда в галерее «Замоскворечье»

Шуховская башня и школа на Дровяной площади. 1940 год

Фото: Фотография из архива Б.Е. Пастернака

Внимание к большому конгломерату конструктивистских строений было привлечено ситуацией с Шуховской башней, но ею дело совершенно не ограничивается. Рядом — Дом-коммуна Текстильного института, первый в Москве крематорий (тоже памятник конструктивизма), интереснейший Хавско-Шаболовский жилмассив. Выставка рассказывает про небольшую территорию — один квадратный километр вокруг радиобашни, ставший в 20-х — начале 30-х наиболее полно реализовавшимся проектом идеального авангардистского города. К выставке приурочена очень интересная образовательная программа.
До 28 февраля


«Музей с предсказаниями»
Юбилейный отчет в ММСИ на Петровке

Илья Кабаков. «Без названия ("Валя идет!")», 1972 год

Очередная тематическая выставка, но-новому представляющая коллекцию Московского музея современного искусства — на этот раз особенно торжественная. ММСИ — 15 лет, и эта экспозиция чуть ли не больше про музей, его историю и планы, чем про искусство само. Впрочем, не так часто выставляющихся вещей все равно можно будет увидеть в изрядном количестве. В центре выставки — образ японского печенья с предсказанием, несколько кокетливого способа вызнать будущее.
До 15 марта


«Марк Рибу. Всемирный алфавит»
Ретроспектива знаменитого французского фотографа в МАММ

Марк Рибу. «Сварщики на судостроительной верфи. Строительство теплохода "Франс"», Сен-Назер, Франция, 1959 год

Фото: Marc Riboud

До сих пор работающий классик репортажной фотографии, младший товарищ Картье-Брессона и одно время директор агентства "Магнум", Марк Рибу больше всего известен двумя фотографиями: маляр, балансирующий в верховьях Эйфелевой башни, и девушка, вставляющая цветочек в дуло винтовки на антивоенной демонстрации. Они тут тоже будут, а помимо того — множество других работ, в частности очень интересные фотографии из двух поездок Рибу по СССР — в 1960 и 1968 годах.
До 1 февраля


«Дом особого содержания. К 25-летию музея "Дом на набережной"»
Выставка про знаменитый номенклатурный дом в Музее Москвы

Строительство Дома на набережной, конец 1920-х

Фото: Фото из личного архива семьи Б.М.Иофана

Немного странный юбилей — не самого Дома на набережной, а посвященного ему музея. При этом выставка происходит не там, а в Музее Москвы. Как бы то ни было, можно посмотреть чертежи и ранние фотографии архитектора Бориса Иофана, предметы жизни и быта советской номенклатуры. При этом история дома и его жителей прослеживается от 30-х, через трифоновские 70-е — до наших дней. Выглядит немного тревожно, но тем любопытнее.
До 15 января


«Большие надежды»
Итоговая выставка годового проекта с работами молодых художников в Манеже

Дмитрий Венков. «Появление», 2013 год

Манеж и галерея "Триумф" запустили совместный проект с выставками молодых художников в прошлом декабре. При этом герои "Больших надежд" работают почти исключительно в жанре видеоарта. Обычно такие вещи попадают в маленькие галереи, куда ходят только знакомые, или на большие коллективные эксплозии. Тут прошло 13 персональных выставок. На большой отчетной — работы отчасти те же, отчасти — новые, сделанные специально. Среди художников — Дмитрий Венков и Антонина Баевер, Евгений Гранильщиков, Софья Гаврилова и другие.
С 27 декабря до 18 января


концерты


«Возвращение»
Ежегодный фестиваль камерной музыки в Рахманиновском зале консерватории

Фестиваль "Возвращение" проходит в 18-й раз и считается главным январским событием у ценителей классической музыки. Это всегда четыре концерта, в которых произведения композиторов разных эпох объединены скорее ассоциативно, чем по каким-то историческим или тематическим критериям. Выходят довольно причудливые сочетания. Темы концертов в этот раз звучат так: "Шостакович" (Шостаковича тут при этом нет, но есть Бах, Малер и Эдисон Денисов), "Эффект Вертера", "Автоцитаты" и "Концерт по заявкам".
С 6 по 12 января


спектакли


«Рождество О. Генри»
Драматический театр им. А.С. Пушкина, режиссер Алексей Франдетти

Спектакль «Рождество О.Генри»

Фото: Драматический театр им. А.С. Пушкина

Камерный мюзикл для московских театров — пока еще совсем чудной зверь. Мюзикл Питера Экстрома состоит из двух частей, между собою связанных только рождественской темой. Первая часть — сакраментальные "Дары волхвов", вторая — печальный "Последний лист". Оба рассказа сентиментальны в превосходной степени — сентиментальность у О. Генри сопровождает историю любой человеческой жизни как что-то само собой разумеющееся и совершенно неизбежное. Мюзиклу эта самая сентиментальность удается меньше, ему скорее хочется побыть забавным и милым. Тем более что и режиссура, и сценография тоже милы и изобретательны — например, комнатка молодых супругов в "Дарах волхвов" сделана практически из картона, зато за картоном прячется настоящий камерный музыкальный ансамбль, время от времени ненавязчиво помогающий героям. Филиальная — она же малая — сцена у пушкинцев действительно очень малая, так что поют и играют в "Рождестве О. Генри" буквально "под носом" у публики, голосам певцов здесь достаточно комфортно — они не оглушают, но и не пропадают.
Театр им. А.С. Пушкина (филиал), 28 декабря, 14.00 и 19.00; 7 января, 14.00


«Петр и Феврония Муромские»
Театр «Практика», режиссер Светлана Землякова

Спектакль «Петр и Феврония Муромские»

Фото: Театр «Практика»

Российским конкурентом басурманскому Дню святого Валентина, несколько лет назад объявили 25 июля — День Петра и Февронии, он же на новоязе нашей духовности — День семьи, любви и верности. После чего многие любопытствующие деятели искусства изучили историю двух отечественных святых и обнаружили там, помимо любви и верности, массу всего интересного. В театре "Практика" получился очень хороший спектакль, в котором простодушие не спрямляет, а подчеркивает многослойность легенды. Здесь есть и женское лукавство, иногда неплохо заменяющее мудрость, и мужское вероломство, оборачивающееся беспомощностью, много колдовства — ну и любви настоящей ровно столько, сколько нужно для счастья. В сопровождающей действие музыке Александра Маноцкова в таких же хорошо выверенных пропорциях соединены простодушие и изощренность, православная музыкальная традиция и современный космополитичный минимализм. В общем, очень праздничный спектакль, "духоподъемность" которого лишена какого бы то ни было оттенка мракобесия.
Театр "Практика", с 2 по 5 января, 19.00


«Прошлое и настоящее». Экскурсия по театру
Театр им. Евгения Вахтангова

Интерьер Театра им. Евгения Вахтангова

Фото: Валерий Мясников

В дневное время в театрах бывают не только детские спектакли, но и, к примеру, исторические прогулки по закулисью. У вахтанговцев музейный и архивный отдел богаче, чем у многих других театров — причем богатства эти как раз того сорта, который могут оценить не только специалисты, но и та самая публика, которая по вечерам ходит на спектакли. В истории театра были и спектакли-легенды (здесь можно вспомнить не только "Принцессу Турандот", "Иркутскую историю" или "Ричарда Третьего", но и множество других спектаклей), и актеры-легенды: Михаил Ульянов, Андрей и Григорий Абрикосовы, Цецилия Мансурова — на самом деле список этот в 10 раз длиннее и включает в себя и работающих в театре сегодня актеров вполне легендарного статуса, например Владимира Этуша и Юлию Борисову. Во время музейной прогулки посетители попадут в закулисное пространство и в правительственную ложу, увидят фотоархивы постановок и сохранившиеся костюмы, смогут узнать все интересующие их подробности истории театра или отдельных спектаклей. В конце концов, в настоящем живом театре у архивариуса тоже должна быть возможность сыграть главную роль.
Театр им. Евгения Вахтангова, 26 декабря, 6, 8, 9 января, 12.00


детские праздники и ёлки


Новогодняя открытка, 1908 год

«Робоелка»

Роболаборатория, робоярмарка и впечатляющих размеров шоу с выступлениями робота Титана и прочей светомузыкой. И деревянный робот в подарок. В принципе, мы и не сомневаемся, что большинству детей говорящий робот милее Деда Мороза. Но "Робоелка" хороша не только тем, что она довольно круто придумана и оформлена, но и тем, что на такое громадное представление с таким количество сеансов билеты останутся даже тогда, когда все остальное исчезнет.
КВЦ "Сокольники", до 11 января


«По следам братьев Гримм»

В лучшей литературной студии города и новогодний праздник получается познавательным: сначала гости совершат путешествие по сказкам братьев Гримм, от каждой получая небольшой подарок, потом соберутся вместе на новогоднее представление, в котором станут и зрителями, и участниками, а затем будут играть в игры и пить чай.
Студия "Сказка выходного дня", Музей Серебряного века, 26-30 декабря


«Новый год в домике Петсона»

Если искать секрет безумной популярности книг Свена Нурдквиста, то он, пожалуй, в том, что из-за обилия деталей и движений его книги ощущаются как нечто живое, как настоящий, обжитый, хоть и немного перевернутый с ног на голову дом. Воссозданный в реальности, этот домик кажется родным и знакомым — и потому билетов на эти несколько дней новогоднего переполоха, где Петсон и Финдус с помощью зрителей будут пытаться не опоздать на праздник, почти не осталось.
Книжный магазин "Гиперион", с 27 по 29 декабря, 5 января


«Мандариновый ангел» в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда

Классическая рождественская сказка, пересказанная артистами "Антикварного цирка": в канун Рождества к маленькой девочке приходят ангелы — и давай танцевать, петь, исполнять кульбиты и отбивать чечетку. Ангелов этой зимой уже можно было встретить на московских катках и в парках, но очарование этих спектаклей именно в их камерности: рождественские песнопения, подарки, чудо из-под елки, которое вдруг становится только твоим.
Центр им. Вс. Мейерхольда, с 3 по 10 января


«Новый год сквозь века. Археологическое приключение для всей семьи»

Еще один большой научный Новый год от "Праздника науки", команды, которая устраивала большинство научных детских праздников последних лет. Здесь все придумано для детей постарше, от восьми лет,— и они, как настоящие археологи, погружаются в 5000-летнюю историю празднования Нового года: проводят опыты, изучают древние языки, узнают, как работают фейерверки, и управляют китайским драконом.
Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева, 28 декабря, 5 января


Дискотека-маскарад «Волк и семеро козлят»

Мощный финал праздников от Baldu Kids — Деда Мороза здесь уже не будет, но будет Коза, и не одна, рок-группа "Семеро козлят", конкурс на лучший костюм и танцы до упаду — что нам еще надо?
Галерея "Граунд", 10 января


«Съеденное время. Новогодняя версия!» в «Домике Фанни Белл»

Во всем, что делает этот театр, привлекает прежде всего камерность исполнения. Здесь оживают книжные страницы, тени отправляются в кругосветные путешествия и одного надетого на руку носка достаточно для целого новогоднего представления. Именно благодаря этой камерности сами спектакли можно даже заказать себе домой. Или поспешить и все-таки успеть купить билеты на спектакль "Съеденное время" по мотивам английских сказок, по случаю праздника приросший новогодней интермедией.
"Домик Фанни Белл", с 27 декабря по 11 января


«Новый год наоборот» в Музее Маяковского

Футуристический Новый год в Музее Маяковского проходит уже не первый год, и его программа нам уже вполне известна: довольно взрослые (от 11 лет и старше) дети вместе с экскурсоводом проходят викторины, играют в буриме, сочиняют футуристические стихи и находят подарки.
Выставочный зал "Домик Чехова", 21 и 28 декабря, 9 января


Татьяна Алешичева, Лиза Биргер, Игорь Гулин, Анна Сотникова, Ольга Федянина

Вся лента