"Одной из насущных проблем является отсутствие данных по фактическому потреблению коммунальных ресурсов"

Председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Андрей Бондарчук в интервью корреспондентам BG Борису Горлину и Ульяне Терещенко рассказал о том, что было сделано в энергетическом и инфраструктурном комплексе города за те два года, пока он возглавляет комитет, почему методология RAB-регулирования требует доработки и откуда берется дебиторская задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

BUSINESS GUIDE: Андрей Сергеевич, вы возглавляете комитет чуть менее двух лет. Что было сделано за этот период?

АНДРЕЙ БОНДАРЧУК: Начать я хотел бы с одного из наиболее значимых экологических проектов для Санкт-Петербурга — главного канализационного коллектора северной части города. Благодаря вводу этого объекта в эксплуатацию теперь очистку проходит 98,4% сточных вод в городе. Также особого внимания заслуживает появление основной системообразующей электросети Петербурга 330 кВ, имеющей вид сомкнутого кольца, пуск которого состоялся в 2013 году. В течение нескольких лет были комплексно реконструированы четыре подстанции 330 кВ, модернизированы существующие и построены новые кабельные и воздушные линии электропередачи общей протяженностью 95 км.

Кроме того, в 2014 году завершилась масштабная реконструкция системы теплоснабжения Центрального и Адмиралтейского районов, которая позволила не только повысить качество жизни горожан, но и улучшить облик центра города. Благодаря реконструкции мы избавились от дымовых труб старых котельных, которые не добавляли панораме Петербурга красоты.

BG: А если говорить о незащищенных слоях населения, что делается для них в сфере энергетики?

А. Б.: Надеюсь, ни для кого не секрет то, что социальная защита является одним из основных элементов социальной политики Санкт-Петербурга. В области инженерно-энергетического обеспечения городом оказываются значительные меры поддержки для отдельных категорий граждан. К примеру, власти города финансируют расходы, связанные с устройством внутренней системы газоснабжения жилых домов, где проживают участники Великой Отечественной войны, частично компенсируются расходы граждан на приобретение твердого печного топлива и сжиженного газа. Кроме того, за счет бюджета Петербурга строятся газопроводы до границ садоводческих и дачных объединений, предусмотрены средства на проектирование и устройство инженерного обеспечения земельных участков, предоставляемых многодетным семьям.

BG: Расскажите, пожалуйста, что город планирует делать в зоне вашей ответственности в перспективе нескольких лет?

А. Б.: Понятно, что состояние и развитие инженерно-энергетического комплекса и коммунальной инфраструктуры города является важнейшим элементом для жизнеобеспечения всего городского хозяйства Петербурга. Надо отметить, что в последние годы за счет увеличения объема государственных и частных инвестиций произошли положительные сдвиги в качестве предоставляемых услуг, повышении надежности систем энергоснабжения и водоснабжения. В то же время увеличивающийся процент износа головных сооружений и сетей практически по всем видам инженерной инфраструктуры может свести к нулю уже достигнутые результаты.

В связи с этим для повышения качества жизни горожан, улучшения окружающей среды и снижения потерь энергоресурсов при транспортировке городом будут наращиваться темпы ремонта, реконструкции сетей и источников энергоснабжения. Хочу подчеркнуть, что в этом году комитет по энергетике и инженерному обеспечению разработал государственную программу "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге" на период 2015-2020 годов. Это план мероприятий на пять лет, являющийся одним из инструментов, направленных на реализацию "Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года".

Государственная программа включает в себя семь подпрограмм, которые определены по системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также систем наружного освещения и художественной подсветки. Каждой подпрограммой предусмотрено выполнение целевых показателей — индикаторов.

За пять лет реализации программы в объекты энергетики будет вложено около 401 млрд рублей; часть средств, а именно 118,3 млрд рублей, будет выделена из городского бюджета. Остальные деньги — 283,4 млрд рублей — внебюджетные, то есть инвестиции организаций инженерно-энергетического комплекса.

За годы реализации программы в городе будет построено и реконструировано более 1 тыс. км тепловых сетей, примерно 1,19 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения, а также более 7,65 тыс. км электрических сетей и 66 подстанций.

BG: А что происходит с единой схемой теплоснабжения, в каком состоянии находится ее подготовка? Что эта схема в себе содержит?

А. Б.: Двадцать шестого ноября этого года состоялись публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2017 года с учетом перспективы до 2030 года. Напомню, что схема была разработана по заказу ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", генеральным подрядчиком выступило ОАО "Газпром Промгаз". В качестве субподрядчиков были привлечены ведущие российские проектные организации в сфере теплоснабжения. На основе анализа полученных от теплоснабжающих и теплосетевых организаций города данных разработчики схемы предлагают реализовать ряд комплексных мероприятий по модернизации взаимосвязанных элементов системы теплоснабжения — от источника тепла до потребителя. В частности, документ содержит инициативы по повышению эффективности всей системы теплоснабжения Петербурга. Предлагается модернизировать и реконструировать существующие источники тепла (городские ТЭЦ и котельные), увеличить их мощность, перераспределить на них существующую и перспективную тепловую нагрузку. Также важным шагом по улучшению качества теплоснабжения потребителей города является реконструкция теплосетевого комплекса. Схемой определена укрупненная стоимость работ по перекладке тепловых сетей, в том числе тех участков, которые превысили нормативный срок эксплуатации, то есть 25 лет. Хочу подчеркнуть, что важным аспектом схемы является обеспечение выполнения требования законодательства о переходе на закрытую систему горячего водоснабжения к 2022 году. Решение этой задачи потребует установки индивидуальных тепловых пунктов в каждом здании, а также замены материалов внутридомовых систем ГВС на коррозионно-стойкие материалы.

Если говорить о текущем этапе работы со схемой теплоснабжения Петербурга до 2030 года, то в настоящий момент она рассмотрена соответствующей комиссией в Министерстве энергетики Российской Федерации и рекомендована к утверждению.

BG: Андрей Сергеевич, расскажите, почему принадлежащее городу ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети" (СПбЭС) до сих пор не может получить RAB-тарифы?

А. Б.: Во-первых, я хотел бы пояснить, что такое RAB. Сетевая компания имеет большую сетевую инфраструктуру, которая нуждается в модернизации, замене некоторых участков — с большими капитальными затратами. Чтобы своевременно решать вопросы технологического присоединения, требуется реализовывать опережающее строительство электросетевых объектов. Деньги готов дать инвестор (или банк) — но кто оплатит стоимость капитала, гарантирует его возврат? И тогда появляется волшебное слово RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала). По смыслу RAB-тарифов, стоимость денег на программу реконструкции (первоначальной базы задействованного капитала) включается в тариф для населения. Заимствованный капитал понемногу собирается с населения и постепенно возвращается в банк или инвестору. Порядок установления RAB-тарифов определен приказом ФСТ РФ от 18.08.2010 N 183-э/1 "Об утверждении порядка согласования Федеральной службой по тарифам предложений органов исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также решений о продлении срока действия первого трехлетнего долгосрочного периода регулирования". Уполномоченным органом исполнительной государственной власти в Петербурге в части установления тарифа определен комитет по тарифам Санкт-Петербурга, думаю, на этот вопрос более подробно могут ответить специалисты этого комитета. При этом, могу сказать, что в рамках взаимодействия комитета по энергетике и комитета по тарифам моими сотрудниками рассмотрены и согласованы обосновывающие материалы по переходу ОАО "СПбЭС" на RAB-тарифы. Надеюсь, что ФСТ РФ подтвердит этот переход. Но вы же сами понимаете, как на практике реализуются все долгосрочные тарифы. Они называются долгосрочными, а по факту пересматриваются каждый год исходя из предельных индексов роста тарифов. Понятно, что на этапе вхождения это позволяет создать схему развития и на ее основе сформировать более масштабную инвестиционную программу. Иного механизма, кроме RAB-регулирования, которое позволяет существенно увеличить объем инвестиций, не придумано. Но еще раз повторюсь: это не догма. Я поддерживаю RAB-регулирование, но все же считаю, что существующая методология требует корректировки, требует более четких критериев, которые не будут корректироваться ежегодно. Только при зафиксированных тарифах этот механизм будет себя оправдывать.

BG: Если уж мы затронули тему тарифов, расскажите, что с ними будет в следующем году?

А. Б.: Согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 01.11.2014 года N 2222-р предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Санкт-Петербурга с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года установлен в нулевом значении, то есть в первом полугодии 2015 года коммунальные услуги для петербуржцев дорожать не должны. При этом на период с 1 июля по 31 декабря 2015 года предельный индекс роста, установленный на федеральном уровне Санкт-Петербургу, составляет 9,5%. На совещании, которое состоялось 27 ноября 2014 года с участием руководителей профильных комитетов и ведущих ресурсоснабжающих организаций города, вице-губернатор Игорь Албин обозначил задачу: вписаться в установленные на федеральном уровне предельные границы тарифного роста. Таким образом, при неодинаковом росте тарифа на различные виды коммунальных ресурсов изменение совокупного коммунального платежа для жителей Санкт-Петербурга во втором полугодии 2015 года не превысит 9,5%.

BG: Не могли бы вы назвать конкретные цифры?

А. Б.: С 1 июля 2015 года индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Санкт-Петербургу составит 9,5% при следующих темпах роста тарифов: по горячему водоснабжению рост на 9,5% (92,51 руб. за куб. м); по холодному водоснабжению и водоотведению — на 10,2% (23,18 руб. за куб. м); по электроснабжению — на 8,8% (3,84 руб. за кВт*ч); по отоплению — на 9,5% (1,541 тыс. руб. за Гкал) и по газоснабжению природным газом — на 7,5% (5,634 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м).

BG: Давайте перейдем от тарифов к ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга". Скажите, пожалуйста, а каковы инвестиционные потребности "Теплосети"?

А. Б.: Потребность в реконструкции тепловых сетей для ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на 2015 год с превышенным сроком эксплуатации в объеме 6% в год от общей протяженности составляет 149 км. Для выполнения программы в указанном объеме необходимо более 6,8 млрд рублей. Запланированное финансирование в объеме 3 млрд рублей за счет тарифа (в том числе амортизация 2,1 млрд рублей) позволит выполнить реконструкцию около 26 км тепловых сетей. Впрочем, хочу отметить, что 6,8 млрд рублей — это примерная цифра. Могу сказать, что реальная потребность, которую можно удовлетворить в течение года, — это 4-5 млрд рублей. Это именно тот объем, который можно исполнить, поскольку существуют не только финансовые ограничения, но и лимит по техническому воплощению, а именно наличию проектно-сметной документации, и возможность открытия ордеров на производство земельных работ, и увязка с существующими проектами, в том числе с дорожным строительством.

BG: За счет чего будет финансироваться ремонтная программа ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", ведь выкупить компанию у ТГК-1 не получилось, соответственно, нет возможности инвестировать в нее напрямую из бюджета?

А. Б.: В 2014 году на уровне правительства Санкт-Петербурга были приняты решения об увеличении финансирования инвестиционной программы ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" за счет бюджетных средств в размере 2,3 млрд рублей. Однако совет директоров ОАО "ТГК-1" не поддержал предложения города. Работа по способам участия Санкт-Петербурга в ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" продолжается, по возможности город готов поддержать "Теплосеть" для увеличения объемов финансирования инвестиционной программы. В настоящее время в комитете по тарифам находится на рассмотрении и утверждении инвестиционная программа ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на 2015 год за счет тарифной выручки, то есть амортизации, платы за подключение.

BG: А каким вам видится будущее "Теплосети"?

А. Б.: "Теплосеть" — это как большой пароход, к сожалению, устаревший и имеющий массу дефектов. Он требует постоянных вложений. Полагаю, что в 2015 году, в том случае, если будет соответствующее предложение со стороны "Теплосети", продолжатся переговоры либо об увеличении доли города в пакете компании, либо о более кардинальном решении --о том, чтобы Петербург стал единственным владельцем "Теплосети".

BG: А если говорить о развитии ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети", то охарактеризуйте, пожалуйста, работу этой компании.

А. Б.: ОАО "СПбЭС" — это относительно молодая электросетевая компания, которая была создана в 2001 году, однако уже сейчас мы видим, что это команда профессионалов. Единственным учредителем и акционером компании является Санкт-Петербург. Стратегическое управление деятельностью компании осуществляет совет директоров, в котором участвуют члены правительства Петербурга и представители профильных комитетов. На сегодняшний момент СПбЭС обслуживает 14 электрических подстанций 35-110 кВ суммарной мощностью 1464 МВА, трансформаторные подстанции 6-10/0,4 кВ суммарной мощностью 910 МВА, кабельные линии электропередач протяженностью примерно 3,8 тыс. км, а также воздушные линии электропередач протяженностью около 2 тыс. км. Я хочу подчеркнуть, что ОАО "СПбЭС" является динамично развивающейся компанией, которая в установленные сроки обеспечивает создание технической возможности для присоединения различных социальных и инвестиционных проектов города. И у инвесторов города положительное впечатление от взаимодействия с ОАО "СПбЭС". Для примера я могу привести несколько значимых объектов, для которых создавались схемы электроснабжения. В их числе Эрмитаж, комплекс зданий Сената и Синода (Конституционный суд), Военно-морской музей, ФГУП "Почта России", новый стадион "Зенит-Арена" и ряд других объектов.

BG: Хотелось бы затронуть важную тему дебиторской задолженности. Расскажите, а откуда вообще взялась "дебиторка", если ВЦКП говорит, что услуги оплачивают 97-98% населения города. При этом ресурсоснабжающие организации говорят о том, что объем "дебиторки" таков, что он составляет треть их годовой выручки.

А. Б.: Во-первых, ВЦКП — это 70-73% рынка платежей граждан, то есть мы уже говорим о некоей части, а не о всем рынке целиком. Во-вторых, 98% — это то, что платит население. А это, в свою очередь, вовсе не означает, что эти деньги доходят до ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, есть процент средств, выплаченных населением, который не доходит в том числе и до ВЦКП. Следует отметить, что в городе идет колоссальная работа по взысканию задолженностей. Управляющие компании отказываются платить, выискивая различные поводы. Все эти судебные разбирательства отодвигают получение денег ресурсоснабжающими организациями на несколько лет, тем самым создавая "дебиторку". В 2008 году волевым решением правительства были обнулены задолженности, на покрытие выделялись деньги из бюджета, договорились начать с чистого листа. Начали с чистого листа, и сегодня дебиторская задолженность и по теплу, и по воде составляет около 14 млрд рублей, и эта цифра неуклонно растет на 1,5 млрд в год. Возникновение "дебиторки" связано с правовой неурегулированностью, с пересчетами, с несоответствием нормативов и фактического потребления. Многие пытаются уйти от фактической оплаты, цепляясь за нормативы. Стоит достаточно серьезная задача по оснащению домов приборами учета, и в этом вопросе мы подходим к завершению, поскольку считаем, что объективность потребления коммунальных ресурсов может быть соблюдена только в рамках использования приборов учета. Все остальные фикции в виде нормативов — все это условности, которые дают колоссальную погрешность в определенных случаях. Первоначальная задача состоит в том, чтобы заморозить величину дебиторской задолженности, а после этого мы будем решать вопрос по ее сокращению.

Вся лента